имеет под собой много оснований. И в самом деле, если мы рассматриваем культуру и мировоззрение Нового времени в качестве некоторой модернизации, то менее всего эта культура апеллировала к мировоззренческим парадиг мам средневекового сознания. По всей видимости, всё же речь идёт об уловной модернизации античной картины мира и того центрального положения, которое она отводила человеку в системе бытия. В этом плане античная культура при всей своей неоднозначности подчинена общей идее возвышения человека, что особенно отчетливо просматривается через сопоставление античной картины мира с картинами мира восточно-азиатских регионов. Специфика древнегреческой и эллинистической культуры во многом была определена антропоцентрической и антропоморфной проблематикой, что отчетливо сказалось на развитии художественного творчества, научно-философских доктрин и общественнополитическом обустройства. Не случайно, что и религиозномифологические воззрения античного мира принципиально тяготеют к антропоморфному восприятию, что, на наш взгляд, также весьма показа104 телыго . вечества. Неё это и дает нам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурно-исторических традиций. ' 4 Уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры Востока. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной жизни человека. В Индии, у брахманов, умозрительный «брахман-атман», Единое; у джайнистов, совершенная душа Сиддха\ у буддистов, отрешенный Будда, который чаще всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка», учителя. В Китае, у Конфуция, «небо вообще»; у даосов, непознаваемое Дао. В Финикии, владыка неба Ваал. В Египте, самый очеловеченный бог Осирис весьма расплывчат: он символизирует Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых. Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям (Гера покровительница рожениц, Посейдон бог моря, Аид бог подземного юг |
17 концов, эпоха Ренессанса, которую с полным основанием можно рассматривать как переходный период в процессе кардинальной смены мировоззренческих парадигм от средневекового теоцентризма к антропоцентризму Нового времени, являет собой попытку реставрации, возрождения античных идеалов, прежде всего в области гуманистических ценностей. Думается, что определение Нового времени в качестве «модерна» (этот термин стал особенно популярным в последние годы) также имеет под собой много оснований. И в самом деле, если мы рассматриваем культуру и мировоззрение Нового времени в качестве некоторой модернизации, то менее всего эта культура апеллировала к мировоззренческим парадигмам средневекового сознания. По всей видимости, всё же речь идёт об условной модернизации античной картины мира и того центрального положения, которое она огводила человеку в системе бытия. В этом плане античная культура, при всей своей неоднозначности, подчинена общей идее возвышения человека, что особенно отчетливо просматривается через сопоставление античной картины мира с картинами мира восточноазнатских регионов. Специфика древнегреческой и эллинистической культуры во многом была определена антропоцентрической и антропоморфной проблематикой, что отчетливо сказалось на развитии художественного творчества, научнофилософских доктрин и общественно-политического обустройства. Не случайно, что и религиозно-мифологические воззрения античного мира принципиально тяготеют к антропоморфному восприятию, что также весьма показательно2. в развитий человечества. Во5 это и даст вам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурночюторичесхих традиций. ‘ Уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, 1*сжели культуры Востока. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало п виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной житии человека. В Индии, у брахманов. умозрительный «брахмаи-атиак1ч Единое; у лжайиистоа • совершенная душа Стиха; у буддиста отрешенный Будда, который чаше всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка*, учителя В Китае, у Конфуции. • «небо вообще»», у даосов непознаваемое Дао. В Финнкки владыка неба Ваал. В Египте самый очеловеченный бог Осирис весьма расплывчат: он си*вол»пнр>сг Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых. Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям (Гера покровительница рожениц. Посейдон бог моря, Аид бог подземного мира. Аполлон бог солнца и музыки. Артемида богиня охоты. Арсс бог войны. Афродита • богиня любви. Гефест бог огня. Гермес бог торговли. Дионис бог виноделия, Афина • богиня мудрости и ремесел и т. я). Каждый из них имеет свой собсттюнный ха |