Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 118]

номического и социального плана.
Более того, будучи не только политическим учением, но и законченной системой ценностей, либерализм имел истоки аксиологического, культурно-мировоззренческого свойства.
На этом мы хотим остановиться подробнее, поскольку исследование культурно-мировоззренческого «стандарта», лежащего в основе либеральных ценностей, позволит приблизиться к ответу на крайне актуальный сегодня вопрос: насколько совместима мировоззренческая основа либерализма с иными национальными культурными традициями? И, соответственно, насколько велики границы применения его принципов в странах Евразии.
В этой связи нам хотелось бы, в частности, коснуться достаточно мало исследуемой на сегодняшний день проблемы: проблемы взаимосвязи либеральных идей и религии, как формы мировоззрения и культуры, многие столетия доминирующей на планете.
Напомним, что либеральные ценности были приняты, прежде всего, США и Западной Европой, где, в основном, исповедуется протестантизм и католицизм.
Поэтому либеральные перспективы для стран бывшего СССР приобретают еще одну окраску.
А именно: возможно (и, если «да», то в каких пределах) его использование в странах, где общество традиционно взращивалось на идеалах православия и мусульманства.
Также напомним, что античная демократия в Европе не имела долгой исторической жизни.
На смену античной демократии пришла рабовладельческая монархия, затем феодальная, и, наконец, несколько веков спустя, проблема демократического обустройства государства вообще отходит на второй план.
Западноевропейская история переживает тысячелетнюю эпоху Средневековья.
Мы ни в коей степени не стараемся выносить всестороннюю оценку данному периоду развития Европы, но оговоримся лишь, что с точки
I 18
[стр. 256]

256 §3.
Религиозно-мировоззренческие предпосылки формирования либерального гуманизма К сожалению, античная демократия нс имела долгой исторической жизни.
На смену ей пришла рабовладельческая монархия, затем феодальная, и наконец, несколько веков спустя, проблема демократического обустройства государства вообще отходит на второй план.
Западноевропейская история переживает тысячелетнюю эпоху Средневековья.
Мы ни в коей степени не стараемся выносить всестороннюю оценку данному периоду развития Европы, но оговоримся лишь, что с точки
зрения разработки общественно-политических идей.
Средневековье не слишком отличалось продуктивностью.
В первую очередь, это было связано с тем, что мировоззрение средневекового человека подверглось значительному влиянию теоцентрических тенденций.
А культурная жизнь, вся общественно-политическая организация государства и вся законодательная база были освящены именем Бога.
В большинстве случаев Священное писание определяло и философские воззрения, и повседневную практику, и общественно-политический статус духовной власти.
В данном случае любые попытки оспаривания политического режима были бы тождественны попыткам оспаривания божественной воли.
Столь жесткая теоцентрическая установка надолго -затормозила развитие плюрализма в западноевропейской культуре в целом и в политической культуре в частности.
Любая оригинальная концепция, далекая от духа Священного писания, получала вердикт «еретической».
Любые попытки модернизации общественной жизни воспринимались церковной властью как дерзкий выпад против священного мироустройства.
Но такое положение не могло оставаться бесконечно долгим.
К XVI веку в Западной Европе начинают оформляться капиталистические отношения.
Социальная жизнь перестает умещаться в жестких рамках средневековых парадигм.
Появляются первые философские трактаты, отступаю

[Back]