Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 119]

'фения разработки общественно-политических идей.
Средневековье не слишком отличалось продуктивностью.
В первую очередь, это было связано с тем, что мировоззрение средневекового человека подверглось значительному влиянию
геоцентрических тенденций.
Вся культурная жизнь, вся общественно-политическая организация государства и вся законодательная база были освящены именем Бога.
В большинстве случаев Священное писание определяло и философские воззрения, и повседневную практику, и общественно-политический статус духовной власти.
В данном случае, любые попытки оспаривания политического режима были бы тождественны попыткам оспаривания божественной воли.
Столь жесткая
геоцентрическая установка надолго затормозило развитие плюрализма в западноевропейской культуре в целом и в политической культуре в частности.
Любая оригинальная концепция, далекая от духа Священного писания, получала вердикт «еретической».
Любые попытки модернизации общественной жизни воспринимались
цирковой властью в дерзкий выпад против священного мироустройства.
Но такое положение не могло оставаться бесконечно долгим.
К XVI
пеку в Западной Европе начинают оформляться капиталистические отношения.
Социальная жизнь перестает умещаться в жестких рамках средневековых парадигм.
Появляются первые философские трактаты, отступающие
от геоцентрической модели мира; набирают обороты точные науки и естествознание; художественно-эстетическая деятельность выходит за рамки сакральной тематики.
Всё это вместе взятое положило начало рождению новой эпохи эпохи Возрождения.
Люди вспомнили о давно забытых идеалах, о великой Античной культуре: везде чувствовалась ностальгия по гуманистическим ценностям.
Эпоха Возрождения означала глобальный мировоззренческий
гю119
[стр. 256]

256 §3.
Религиозно-мировоззренческие предпосылки формирования либерального гуманизма К сожалению, античная демократия нс имела долгой исторической жизни.
На смену ей пришла рабовладельческая монархия, затем феодальная, и наконец, несколько веков спустя, проблема демократического обустройства государства вообще отходит на второй план.
Западноевропейская история переживает тысячелетнюю эпоху Средневековья.
Мы ни в коей степени не стараемся выносить всестороннюю оценку данному периоду развития Европы, но оговоримся лишь, что с точки зрения разработки общественно-политических идей.
Средневековье не слишком отличалось продуктивностью.
В первую очередь, это было связано с тем, что мировоззрение средневекового человека подверглось значительному влиянию
теоцентрических тенденций.
А культурная жизнь, вся общественно-политическая организация государства и вся законодательная база были освящены именем Бога.
В большинстве случаев Священное писание определяло и философские воззрения, и повседневную практику, и общественно-политический статус духовной власти.
В данном случае любые попытки оспаривания политического режима были бы тождественны попыткам оспаривания божественной воли.
Столь жесткая
теоцентрическая установка надолго -затормозила развитие плюрализма в западноевропейской культуре в целом и в политической культуре в частности.
Любая оригинальная концепция, далекая от духа Священного писания, получала вердикт «еретической».
Любые попытки модернизации общественной жизни воспринимались
церковной властью как дерзкий выпад против священного мироустройства.
Но такое положение не могло оставаться бесконечно долгим.
К XVI
веку в Западной Европе начинают оформляться капиталистические отношения.
Социальная жизнь перестает умещаться в жестких рамках средневековых парадигм.
Появляются первые философские трактаты, отступаю


[стр.,257]

257 щие от геоцентрической модели мира; набирают обороты точные науки и естествознание; художественно-эстетическая деятельность выходит за рамки сакральной тематики.
Все эго вместе взятое положило начало рождению новой эпохи эпохи Возрождения.
Люди вспомнили о давно забытых идеалах, о великой Античной культуре: везде чувствовалась ностальгия по гу манистическим ценностям.
Эпоха Возрождения означала глобальный мировоззренческий
поворот от Бога к Человеку.
Естественно, что антропоцентрические идеалы Древней Г реции пришлись в эту эпоху как нельзя более кстати.
Ясно, что развитие капиталистических отношении не могло быть полноценным в рамках ортодоксальной христианской доктрины.
Как известно, христианство (как, впрочем, и любая другая религиозная система) не поощряет деятельность, направленную на обогащение.
Более того, отношение классического, ортодоксального христианства к богатству и капиталу можно назвать резко отрицательным.
Данное противоречие между христианской догматикой и зарождающимися предпринимательскими отношениями в конце концов было решено отнюдь не в пользу традиционной религиозной доктрины.
Католичество было реформировано протестантами, которым удалось создать такую интерпретацию Священного писания.
которая могла бы обеспечить идеологический фундамент коммерческому интересу.
Это существенно облегчило жизнь буржуазному сословию.
но этим значение Реформации в истории западноевропейской культуры не исчерпывается.
Вслед за экономической модернизацией общества остро встал вопрос о модернизации политической.
Культурные процессы, происходившие на севере Европы, тесным образом взаимосвязаны с движением Реформации и рождением протестантской культуры.
Изменения, подготовившие приход протестантской культуры, начались достаточно рано.
Здесь наиболее четко просматриваются прежде всего экономические процессы.
В Х1У-Х\,Г1 веках бурно развиваются новые

[Back]