Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 123]

как главный в нашей работе он представлен здесь в несколько заявительной форме, но не в целях политического эпатажа, а для того чтобы поколебать мысль о восточном происхождении тоталитаризма.
Запад кичится тем, что именно его культурное и цивилизационное сознание породили либеральную
демократию, и мы согласны с такой постановкой вопроса.
Однако, при этом необходимо признать и обратное тоталитаризм, не менее чем либерализм, предопределён генетической системой западной цивилизации.
Но уже здесь укажем, что в одной из самых ярких в протестантском отношении стран, Германии, в эпоху Нового времени проявились как либерально-демократические, так и тоталитарнофашистские идеи.
Первоначально гуманистическое мировоззрение достаточно спокойно принималось католической церковью.
И более того, всячески приветствовались эстетические формы проявления гуманизма: Рафаэль и Микеланджело расписали чуть ли не весь Ватиканский дворец.
И более того, в своих проповедях, направленных на подготовленную аудиторию, высшие сановники церкви вполне могли назвать Христа новым Дионисом, что совсем не считалось грехом.
Таким образом, гуманизм, несмотря на кажущуюся еретичность идей, оказался в достаточной степени созвучен тем настроениям и взглядам на дальнейшее развитие церкви, которые бытовали среди высшего католического духовенства.
Тогда как Реформация пришлась не ко двору, ибо предложила сущностные, а не формальные реформы в церковной жизни и мирской практике.
Вся светскость гуманизма оказалась лишь прикрытием для процессов обмирщения церкви.
Высшей элите католицизма в то время уже была насущно необходима идеологическая
программа, которая бы обосновала де-юре происходившие де-факто перемены, «...гуманизм, культ человеческой личности, взлёт человеческого духа зарождались именно в атмосфере пи123
[стр. 259]

259 дования скрытые пласты, каверны, что в итоге должно облепить и объективизировать прогнозы дальнейшего развития ситуации.
Когда 31 октября 1517 года монах-августинец Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов, никто, и прежде всего он сам, не предполагал, что этот день станет началом гигантского перелома, перекроившего карту мировой истории.
Первоначально это была лишь попытка одного из церковных служителей указать своему руководству на слабые места в общей политике.
Но резкая, хотя и не скорая реакция папского престола, с одной стороны, и заинтересованность немецких князей в собственной независимости, с другой, привели к началу движения, получившего название Реформации.
Уже как минимум пять веков идеи витали в воздухе, а Лютер оказался первым, кто их выразил адекватно исторической ситуации.
Первая треть XVI века это эпоха Высокого Возрождения в Италии, расцвет гуманистических идей.
Сходные процессы происходят и в северной, по отношению к Италии, Европе.
На Севере помимо деятелей искусства гуманизм проповедует и великий, известный всей тогдашней Европе роттердамец Эразм.
Таким образом, на том историческом этапе действуют параллельно два мощных идеологических комплекса, которые стали родоначальниками двух ведущих социально-политических и экономических тенденций в истории Нового времени: либерализма и тоталитаризма.
Представители первого считали, что в знаменитом споре Лютера и Эразма победил Лютер, а второго что Эразм.
Доказательствам генетического родства идей протестантизма и либерализма мы и посвятим большую часть статьи.
Вопрос о взаимосвязи гуманистического мировоззрения и тоталитаризма не стоит как главный в нашей работе он представлен здесь в несколько заявительной форме, но не в целях политического эпатажа, а для того чтобы поколебать мысль о восточном происхождении тоталитаризма.
Запад кичится тем, что именно его культурное и цивилизационное сознание породили либеральную
демокультурологии.
М.: МОНФ, 1998

[стр.,260]

260 кратию, и мы согласны с такой постановкой вопроса.
Однако при этом необходимо признать и обратное тоталитаризм, не менее чем либерализм, предопределён генетической системой западной цивилизации.
Но уже здесь укажем, что в одной из самых ярких в протестантском отношении стран, Германии, в эпоху Нового времени проявились как либеральнодемократические, так и тоталитарно-фашистские идеи.
Первоначально гуманистическое мировоззрение достаточно спокойно принималось католической церковью.
И более того, всячески приветствовались эстетические формы проявления гуманизма: Рафаэль и Микеланджело расписали чуть ли не весь Ватиканский дворец.
И более того, в своих проповедях, направленных на подготовленную аудиторию, высшие сановники церкви вполне могли назвать Христа новым Дионисом, что совсем не считалось грехом.
Таким образом, гуманизм, несмотря на кажущуюся еретичность идей, оказался в достаточной степени созвучен тем настроениям и взглядам на дальнейшее развитие церкви, которые бытовали среди высшего католического духовенства.
Тогда как Реформация пришлась не ко двору, ибо предложила сущностные, а не формальные реформы в церковной жизни и мирской практике.
Вся светскость гуманизма оказалась лишь прикрытием для процессов обмирщения церкви.
Высшей элите католицизма в то время уже была насущно необходима идеологическая
профамма, которая бы обосновала де-юре происходившие де-факто перемены.
«...Гуманизм, культ человеческой личности, взлёт человеческого духа зарождались именно в атмосфере
пира во время чумы, которую прекрасно чувствовали Великие Сотрапезники [т.е.
гуманисты.
Прим, моё, А.Т.]...»189.
Реформация, а впоследствии и протестантизм, предлагала совершенно неприемлемые идеи, и, прежде всего, обосновала необходимость духовной свободы человека.
Упадок итальянского Ренессанса связан с началом движения Контрреформацин, которое было направлено против нарождающегося протестантизма, и само Возрождение было затронуто лишь г» Горин И И.
Лютер.
Харьков, 1994.
• С.
$1

[Back]