ярко отметил еще Достоевский в «Бесах»: нужно скрепить тайную организацию кровью. Тогда как либеральная система не требует постоянного подтверждения своей веры. Достаточно это делать один раз в четыре года. Но даже и эго не столь важно, как важна незыблемая уверенность граждан в том, что президент будет находиться у власти максимум два срока и точно покинет свой пост по его окончанию, а не узурпирует власть или оставит, как император, наследника. Именно эта, доходящая до, казалось бы, иррационализма вера, оказывается абсолютно просчитанной, рационалистичной, тем самым поддерживая либеральную демократию. Эта вера впитана с молоком матери, она одинаково сильна, как в президенте, так и в самом рядовом гражданине. Поэтому транслировать либеральную систему ценностей невозможно, она вызревала столетия, к ней привыкали, и главное, она была изначально освящена именем Бога, но не католического, православного или мусульманского, а только и прежде всего протестантского. И даже сегодня вера в систему так глубока, что иной альтернативы Америка не видит иная альтернатива есть «грех», «...что может быть проявлением большей непокорности Богу, что является большей безнравственностью и проявлением большего презрения по отношению к Богу, нежели недоверие к Нго обетованиям?»1'7. Не будем забывать, что Америка очень верующая страна. Либеральная демократия для современной Америки есть воплощение Бога на земле. И в этой связи Лютер замечал: «Ещё одно свойство веры заключается в том, что она может быть проявлена только по отношению к тому, кому мы доверяем с наибольшим почтением и высшим уважением, поскольку считаем его верным и достойным доверия. <...> Таким образом, когда душа твёрдо уповает на обетования Божьи, она отно117 127 Гам же, с. 31. |
263 ных протестантских общинах), изгоняя из активных социальных отношений или применяя пенитенциарную систему. Идеологическую сущность либерализма раскрывает и другой сильный тезис Лютера о спасении верой: «...как душа нуждается только в Слове Божием для своей жизни и праведности, так она оправдывается одной лишь верой и не оправдывается никакими делами. Ибо если бы она могла быть оправдана чем-либо другим, она не нуждалась бы в Слове, а следовательно, она не нуждалась бы и в вере»192. Либеральная демократия основана на сильной вере в свою истинность и непогрешимость, хотя, как кажется, этот тезис может быть применён и к тоталитарной системе. Но эта тождественность возникает лишь на первый взгляд. При тоталитаризме необходима не только вера, да и не столько вера, сколько постоянное подтверждение этой веры, постоянные «жертвоприношения». Это ярко отметил еще Достоевский в «Бесах»: нужно скрепить тайную организацию кровыо. Тогда как либеральная система не требует постоянного подтверждения своей веры. Достаточно это делать один раз в четыре года. Но даже и это нс столь важно, как важна незыблемая уверенность граждан в том, что президент будет находиться у власти максимум два срока и точно покинет свой пост по его окончанию, а не узурпирует власть или оставит, как император, наследника. Именно эта, доходящая до, казалось бы, иррационализма, вера оказывается абсолютно просчитанной, рационалистичной, тем самым поддерживая либеральную демократию. Эта вера впитана с молоком матери, она одинаково сильна как в президенте, так и в самом рядовом гражданине. Поэтому транспортировать либератьную систему ценностей невозможно, она вызревала столетия, к ней привыкали, и главное, она была изначально освящена именем Бога, но не католического, православного или мусульманского, а только и прежде всего протестантского. И даже сегодня вера в систему так глубока, чго иной альтернативы Америка не видит иная альтернатива есть «грех», «...что может быть проявлением 1К Гам же. с.21. 264 большей непокорности Богу, что является большей безнравственностью и проявлением большего презрения по отношению к Богу, нежели недоверие к Его обетованням?»193. Не будем забывать, что Америка очень верующая страна. Либеральная демократия для современной Америки есть воплощение Бога на земле. И в этой связи Лютер замечал: «Еще одно свойство веры заключается в том, что она может быть проявлена только по отношению к тому, кому мы доверяем с наибольшим почтением и высшим уважением, поскольку считаем его верным и достойным доверия. <...> Таким образом, когда душа твёрдо уповает на обетования Божьи, она относится к Нему как к верному и праведному»1'. Об огромном патриотизме и гордости американцев за свою страну уже складывают легенды. Специфика Америки в том, что даже в отличие от развитых государств Европы, она не имеет значительной истории, которая бы серьёзным образом повлияла на культурное самосознание народа. Американцы изначально строили своё государство, опираясь на чисто конфессиональные ценности и интересы. Америка формировалась как протестантская страна, у неё не было иных архетипов. И будучи реализацией на сверхличностном, государственном уровне божьих заповедей, Америка построена на всеобъемлющем доверии своих граждан к государству. Может ставиться под сомнение конкретное действие правительства, но не система, она вне споров и дискуссий, она может только улучшаться. Поэтому вся политика США априори исходит из этого. Все так или иначе должны жить в сходной системе, потому что она истинна, она заповедана Господом Богом. И то, что Америка может подкрепить свои требования финансовой и военной силон, снова для самой Америки, во-первых и прежде всего, есть доказательство Божьего благословения над Америкой, Божьей милости. Далее. Г оворя об оправдании верой как о единственном пути спасения, Лютер логично заключает, что дела не нужны в целях оправдания. МТам же, с. 31. |