I I ч сится к Нему как к верному и праведному» . Об огромном патриотизме и гордости американцев за свою страну уже складывают легенды. Специфика Америки в том, что даже в отличие от развитых государств Европы она не имеет значительной истории, которая бы серьёзным образом повлияла на культурное самосознание народа. Американцы изначально строили своё государство, опираясь на чисто конфессиональные ценности и интересы. Америка формировалась как протестантская страна, у неё не было иных архетипов. И будучи реализацией на сверхличностном, государственном уровне божьих заповедей, Америка построена на всеобъемлющем доверии своих граждан к государству. Может ставится под сомнение конкретное действие правительства, но не система, она вне споров и дискуссий, она может только улучшаться. Поэтому вся политика США априори исходит из этого. Все так или иначе должны жить в сходной системе, потому что она истинна, она заповедана Господом Богом. И то, что Америка может подкрепить свои требования финансовой и военной силой, снова, для самой Америки, во-первых и прежде всего, есть доказательство Божьего благословения над Америкой, Божьей милости. Далее. Говоря об оправдании верой как о единственном пути спасения, Лютер логично заключает, что дела не нужны в целях оправдания. Дела могут быть только признаком веры. И если человек трудится ради блага ближнего своего, то это вполне объективный показатель силы и истинности веры. Праведные дела никак нс отразятся на верующем, от них не зависит его спасение, но с их помощью он может наставить на путь спасения других, или хотя бы удержать их от зла. Вся внешняя политика США основана на этом принципе: мы знаем, что такое добро, потому что верим в него, и хотим уберечь вас от сползания во зло, от происков С’ага118 128 Там же, с. 30. |
264 большей непокорности Богу, что является большей безнравственностью и проявлением большего презрения по отношению к Богу, нежели недоверие к Его обетованням?»193. Не будем забывать, что Америка очень верующая страна. Либеральная демократия для современной Америки есть воплощение Бога на земле. И в этой связи Лютер замечал: «Еще одно свойство веры заключается в том, что она может быть проявлена только по отношению к тому, кому мы доверяем с наибольшим почтением и высшим уважением, поскольку считаем его верным и достойным доверия. <...> Таким образом, когда душа твёрдо уповает на обетования Божьи, она относится к Нему как к верному и праведному»1'. Об огромном патриотизме и гордости американцев за свою страну уже складывают легенды. Специфика Америки в том, что даже в отличие от развитых государств Европы, она не имеет значительной истории, которая бы серьёзным образом повлияла на культурное самосознание народа. Американцы изначально строили своё государство, опираясь на чисто конфессиональные ценности и интересы. Америка формировалась как протестантская страна, у неё не было иных архетипов. И будучи реализацией на сверхличностном, государственном уровне божьих заповедей, Америка построена на всеобъемлющем доверии своих граждан к государству. Может ставиться под сомнение конкретное действие правительства, но не система, она вне споров и дискуссий, она может только улучшаться. Поэтому вся политика США априори исходит из этого. Все так или иначе должны жить в сходной системе, потому что она истинна, она заповедана Господом Богом. И то, что Америка может подкрепить свои требования финансовой и военной силон, снова для самой Америки, во-первых и прежде всего, есть доказательство Божьего благословения над Америкой, Божьей милости. Далее. Г оворя об оправдании верой как о единственном пути спасения, Лютер логично заключает, что дела не нужны в целях оправдания. МТам же, с. 31. 265 Дела могут быть только признаком веры. И если человек трудится ради блага ближнего своего, то это вполне объективный показатель силы и истинности веры. 11раведные дела никак не отразятся на верующем, от них не зависит его спасение, но с их помощью он может наставить на путь спасения других, или хотя бы удержать их от зла. Вся внешняя политика США основана на этом принципе: мы знаем, что такое добро, потому что верим в него, и хотим уберечь вас от сползания во зло, от происков Сатаны. Сатаной регулярно объявляются все неугодные лидеры (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). И здесь мы подходим к еще одному весьма интересному утверждению деятелей Реформации. Это было и у Люгера, но особенно ярко проявилось в учении Жана Кальвина. Богатство, успех в делах, прежде всего в бизнесе, рассматривалось им как знак Божественной благодати, знак изначальной предопределённости человеческой судьбы к вере, а следовательно, к спасению. Великая американская мечта заработать миллион, но об этом мы скажем ниже. Здесь же, говоря о целостных принципах государственного устройства, принципах функционирования государства и его отношениях с другими странами, заметим, что США, считая себя, и вполне обоснованно, самой богатой страной в мире, полагают, что это знак Божьей благодати, милости и априорной предопределенности к спасению, а потому, как носители истинной веры, они могут наставлять других, поучать, действуя почти по установлениям Лютера: «Это то, что составляет основу христианских дел, чтобы, имея утешение, мы могли трудиться, обретать и откладывать средства, помогая тем, кто нуждается, чтобы таким образом сильные члены могли служить слабым...»195. Именно «служить»! Как часто в истории негативные интересы скрывались под маской служения. Отказываясь от посредника между человеком и Богом, Лютер вводит идею прямых отношений между ними. И эти взаимоотношения всегда будут важнее любых межличностных отношений. Проявлением божествен!МТам же, с. 30. |