Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 13]

Политологи, которые усматривают в античном философствовании зачатки либеральной доктрины, как правило обращают внимание на насколько проблем, которые особенно широко муссируются в интеллектуальных кругах Афин.
Речь идёт, во-первых, об определении понятия «демократия» и выявлении механизмов ее реализации, во-вторых, о проблеме свободы и возможности сочетания свободы индивидуальности и соблюдения общегосударственных интересов, и, в-третьих, о проблеме юридического обеспечения общественно-политической жизни государства в целом.
Справедливости ради необходимо отметить, что помимо величайших теоретических концепций демократии, Греции того времени удалось построить демократическое государство для всех свободных граждан на практике.
Как отмечают исследователи этого периода западноевропейской истории, не только аристократы, но и рядовые ремесленники, по выражению М.
Прело, не являлись «иностранцами в
политике»3.
Изначально, сам термин «демократия» в античной Греции
не используется.
Вместо него быстро завоевывает популярность другое понятие, понятие
итоуоЛ1а «изономия».
Буквально, кгоуоркх означает «равновесие, то есть гармоничное сочетание всех элементов внутри некой целостной системы.
И, если, скажем, человеческое здоровье обуславливается равновесием всех составляющих элементов организма, то благосостояние государства, подобно физиологическому организму, должно обуславливаться равновесием и гармонией всех функционирующих властей.

По этой причине, авторитарный или тоталитарный режимы не мо3 Рге1о1 М., Ьезсиуег О.
Н^зинге без 1бее$ роПй^иез.
Рапз, 1989.
Р.
13 3$
[стр. 246]

2Л6 ков либерализма XX века Карл Поппер высказывает мысль о том, что именно греческая культура преподала человечеству великий урок перехода от тотального, «закрытого», по его выражению, общества к «открытому», либеральному.
Считая античную Грецию началом западноевропейской цивилизации.
Поппер настаивает также на том, что именно она явилась колыбелью либеральных традиций.
Поппер называет первыми демократами Перикла, который высказал идею о равенстве всех граждан перед единым для всех законом, а также теоретиков индивидуализма Геродота, Протагора и Демокрита.
13 разряд «либеральных мыслителей» попал также Сократ, на том основании, что он утверждал приоритет индивидуального перед всеобщим, настаивал на скептическом отношении к авторитетам, а также отстаивал идею о недопустимости догматического подхода к общественнополитической жизни.
Политологи, которые усматривают в античном философствовании зачатки либеральной доктрины, как правило, обращают внимание на
несколько проблем, которые особенно широко муссируются в интеллектуальных кругах Афин.
Речь идёт, во-первых, об определении понятия «демократия» и выявлении механизмов ее реализации, во-вторых, о проблеме свободы и возможности сочетания свободы индивидуальности и соблюдения общегосударственных интересов, и, в-третьих, о проблеме юридического обеспечения общественно-политической жизни государства в целом.
Справедливости ради необходимо отметить, что помимо величайших теоретических концепций демократии, Греции того времени удалось построить демократическое государство для всех свободных граждан на практике.
Как отмечают исследователи этого периода западноевропейской истории, не только аристократы, но и рядовые ремесленники, по выражению М.
Прело, не являлись «иностранцами в
политике»17'.
Аг<га К.
Енш 511 г 1с* НЬсЛея Раш, 1965.
Р.
28; Сгау ).
иЪсга1шпс.
1986; Мапсм Р.
Ныоке ЬкеИесте) <Ц ШкгаКяпе: <Кх 1есоЪ5.
• 1987 • Р.
12 ,гз Ргек* М., 1.е*сиуег О.
Н«Кмге Раш, 1989.
Р.
35

[стр.,247]

247 Изначально сам термин «демократия» в античной Греции нс используется.
Вместо него быстро завоевывает популярность другое понятие, понятие
юоч'орш «изономия».
Буквально, юоуоркх означает «равновесие, то есть гармоничное сочетание всех элементов внутри некой целостной системы.
И, если, скажем, человеческое здоровье обуславливается равновесием всех составляющих элементов организма, то благосостояние государства, подобно физиологическому организму, должно обуславливаться равновесием и гармонией всех функционирующих властей.

Но этой причине авторитарный или тоталитарный режимы не могут быть названы «равновесными», «изономическимн», поскольку не уравновешиваются влиянием иных типов политической власти174.
И лишь в V веке до нашей эры понятие юоуоцкх трансформируется в собственно понятие демократии1 5, означающее такое состояние государства, в котором соразмерность всех элементов в пределах социальнополитического целого обеспечивает разные права всех граждан в деле выбора государственных должностей и в определении их ответственности перед полисом.
Создавая теории идеального государственного устройства, древние греки особое значение придавали личности правителя, теоретическому обоснованию моральных и профессиональных качеств политического лидера.
К примеру, Сократ отстаивал тезис о необходимости профессионального руководства общегосударственными политическими процессами и высказывал мысль о том, что политическое управление представляет собой специфическую область знания.
Подобно тому, как капитан судна должен обладать профессиональными навыками навигаторского искусства, государственный правитель обязан хорошо ориентироваться в законах общественно-политической жизни176.
Вообще, идеи Сократа в области политиче* 14 14 Старовойтов В.В.
Гене*нс понзгтнй демократии и личности (ив материале древнегреческой истории).
• ДиС.
канд.
филсе.
наук.
Мм 1988.
• С.
36$ Там же.
С.
84 14 См.
Кссснди Ф.Х.
Сократ.
М„ 1976.
С.
38

[Back]