может оградиться от отношений с государством, через которыми он и принимает на себя общую социальную ношу. «Я нс обязан кому-либо помогать лично. Я плачу налоги, и государство само решит, кому необходимо помочь» вот логика американца. Но носитель подобной идеологии не может до конца осознать всей её абсурдности. Вера в божественные основания государства настолько сильна, что оно становится высшим мерилом нравственности. И сам человек как бы теряет те качества, которые изначально делают человека личностью, он экстраполирует свои нравственные качества на государство. И тем самым освобождает себя от тревог и волнений, связанных с совестью. «Я плачу деньги, а государство само знает, как ими правильно распорядиться». Могут возразить на то, что так много говориться об отношениях между человеком и государством в системе либерализма. Действительно, для Америки не менее важными являются общинные взаимоотношения. Протестантизм, как сектантская религия, реализуется прежде всего на уровне общины единоверцев. Но всё, что мы говорим о государстве, относится и к общине. Государство в США эго большая протестантская община общин. Термин «государство» в наших размышлениях это прежде всего символ, а не прямое понятие. Государство как носитель высшей воли единоверцев, реализатор их чаяний и надежд, их защитник и их совесть, Бог, в которого верят свято и неограниченно. Оно не может обмануть, сделать плохо. Государство духовный наставник, ведущий и направляющий человека, но так, чтобы человек думал, будто бы он сам Пришёл к идее такого движения. Государство это Бог. Но это Бог либеральный, отличный от тоталитарного понимания государства. Государство никогда не будет открыто вмешиваться в дела людей, за исключением «тяжелых» случаев, уголовного и иного сходного характера. Оно всегда будет уважать выбор человека, потому что этот 130 |
266 ного начала в человеке выступает совесть. Дтя либерализма такой совестью является государство. Человек может отказаться от отношений с себе подобными, стать совершенным индивидуалистом, но он не может оградиться от отношений с государством, через которые он и принимает на себя общую социальную ношу. «Я не обязан кому-либо помогать лично. Я плачу налоги, и государство само решит, кому необходимо помочь» вот логика американца. Но носитель подобной идеологии не может до конца осознать всей её абсурдности. Вера в божественные основания государства настолько сильна, что оно становится высшим мерилом нравственности. И сам человек как бы теряет те качества, которые изначально делают человека личностью, он экстраполирует свои нравственные качества на государство. И тем самым освобождает себя от тревог и волнений, связанных с совестью. «Я плачу деньги, а государство само знает, как ими правильно распорядиться». Могут возразить на то, что так много говорится об отношениях между человеком и государством в системе либерализма. Действительно, для Америки не менее важными валяются общинные взаимоотношения. Протестантизм, как сектантская религия, реализуется прежде всего на уровне общины единоверцев. Но всё, что мы говорим о государстве, относится и к общине. Государство в США это большая протестантская община общин. Термин «государство» в наших размышлениях это, прежде всего, символ, а не прямое понятие. Государство как носитель высшей воли единоверцев. реализатор их чаяний и надежд, их защитник и их совесть, Бог, в которою верят свято и неограниченно. Оно не может обмануть, сделать плохо. Государство духовный наставник, ведущий и направляющий человека, но так, чтобы человек думал, будто бы он сам пришел к идее такого движения. Государство это Бог. Но это Бог либеральный, отличный от тоталитарного понимания государства. Государство никогда не будет открыто вмешиваться в дела лю19* Там же. с. 43-44. |