Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 136]

светской власти».
И эти идеи, даже без комментариев, говорят о несомненной близости протестантизма и тоталитаризма.
И уж точно указывают на то, что в самой колыбели западной цивилизации есть моменты, не совсем укладывающиеся в теорию об однозначном происхождении тоталитаризма из восточных деспотий.
Указанный труд Мартина Лютера посвящён вопросам взаимодействия истинных носителей христианского вероучения и светской власти.
Исходя из положений данной работы, можно увидеть, как мысли священника поддерживают и либеральную, и тоталитарную системы.
Лютер понимает, что истинно верующих, а потому соблюдающих сердцем заповеди Божьи, немног о.
Остальные же, хотя и считаются христианами, весьма далеки от Царства Божия.
Следовательно, если Бог не
является для них значительным авторитетом, могущим заставить их выполнять общественные и этические нормы, то необходимо должно существовать государство, светская власть, которая бы посредством меча обуздала человеческую злобу и грех, ради «внешнего мира и спокойствия».
И в этой связи приведём два высказывания Лютера, каждое из которых может быть отнесено к обеим указанным парадигмам.
[1] «...поскольку истинный христианин живёт в этом мире не
для самого себя, а для своего ближнего, которому служит, го свершает он по наитию своего духа и то, в чём не нуждается, а что полезно и необходимо его ближнему.
И вот, раз меч полезен и необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых, то христианин охотно подчиняется правлению меча: платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает всё, что идёт на пользу светской власти, дабы её
не забывали, чтили и боялись.»*21 121 121 Мартин Лютер Указ.
соч.
С.
138-139.
136
[стр. 271]

271 пу гуманисты, что предостережение Микеланджело никто и не услышал.
Свобода «гуманистов», ратовавших за счастье человечества, окончательно превратилась в произвол.
Лютер отрицал такое понимание свободы воли.
Да, свобода человека велика, но существуют рамки, поставленные Божественным Провидением, и человеку не по силам тягаться с Богом за место на небе.
Да и не нужно тягаться, ибо человеку в вотчину дастся мир земной, где он может реализовать все свои способности.
Человек может и должен осуществлять свою свободу здесь, непременно веруя, что жизнь земная оправдает его на небесах.
Гуманизм отрицает земную жизнь, создаёт воздушные замки, идеологические модели, которые имеют мало общего с реальной ситуацией.
Неизбывная зависть к Богу постоянно снедала этих людей, и они сами хотели стать богами, чтобы железной рукой загнать народ к счастью.
Протестантизм реабилитирует мир земной и даёт каждому человеку реальную возможность доказать свою богоизбранность, но не пламенными речами, а трудом, за который человек получит достойное вознаграждение.
Однако при всех указанных различиях нельзя не заметить друг их, не менее поразительных идей Лютера, которые он приводит в работе «О светской власти».
И эти идеи, даже без комментариев, говорят о несомненной близости протестантизма и тоталитаризма.
И уж точно указывают на то, что в самой колыбели западной цивилизации есть моменты, не совсем укладывающиеся в теорию об однозначном происхождении тоталитаризма из восточных деспотий.
Указанный труд Мартина Лютера посвящён вопросам взаимодействия истинных носителей христианского вероучения и светской власти.
Исходя из положений данной работы, можно увидеть, как мысли священника поддерживают и либеральную, и тоталитарную системы.
Лютер понимает, что истинно верующих, а потому соблюдающих сердцем заповеди Божьи, немного.
Остальные же, хотя и считаются христианами, весьма далеки от Царства Божия.
Следовательно, если Бог не


[стр.,272]

272 является для них значительным авторитетом, могущим заставить их выполнять общественные и этические нормы, то необходимо должно существовать государство, светская власть, которая бы посредством меча обуздала человеческую злобу и грех, ради «внешнего мира и спокойствия».
И в этой связи приведём два высказывания Лютера, каждое из которых может быть отнесено к обеим указанным парадигмам.
[1] «...
поскольку истинный христианин живёт в этом мире не
дтя самого себя, а дтя своего ближнего, которому служит, то свершает он по наитию своего духа и то, в чём не нуждается, а что полезно и необходимо его ближнему.
И вот, раз меч полезен и необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых, то христианин охотно подчиняется правлению меча: платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает всё, что идёт на пользу светской власти, дабы её
нс забывали, чтили и боя197 лись.» [2] «...ты [истинный христианин.
Прим.
моё.
А.Т.] обязан служить и способствовать мечу, как только можешь: телом, имуществом, честью и душой.
<...> Поэтому если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтёшь себя способным (к этому занятию], то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без которых нельзя обойтись, и чтобы они нс пришли в упадок или не исчезли.
Ведь мир не может и не хочет обходиться без них.»198 Как можно увидеть, эти строки одновременно коррелируют и с тем, что мы писали выше, и с тем, что мы знаем из собственной истории, например, о Павлике Морозове.
Вопрос о генетической связи гуманизма и тоталитаризма славится нами пока гипотетически.
И возникает она, прежде всего, именно в связи с рассмотрением исторических корней либерализма как западной культурноцивилизационной модели.
Но эта гипотеза, по нашему мнению, имеет весьма интересные перспективы научного исследования.
И главное, позвоМаргниЛкпср Указ.
сон.
С.
138-139.

[Back]