Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 140]

князь Мышкин (а говорит и о согласии с этими мыслями самого автора), рассуждает о русских либералах.
Приведём ряд весьма показательных цитат.
«...русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал [курсив
автора].»123 «Не национальное; хоть и по-русски, но не национальное; и либералы у нас нс русские, и консерваторы не русские...»12'1.
«...русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую
Россию.»125 Таким образом, либерализм опасен не сам по себе.
Мы нс будем спорить, плох ли он или хорош внутри себя.
Идея в ином.
Опасно его неограниченное заимствование, когда либерализм априорно становится абсолютной ценностью.

Л такой подход превалирует в работах большинства прозападно настроенных социологов, политологов, социальных психологов и других.
И в их работах невозможно найти никаких объяснений того, почему Россия
или Казахстан должны обустроиться на основаниях либеральной демократии.
Должны и всё! ведь с их точки зрения, либеральная демократия есть абсолютное добро, а потому истина в первой инстанции, не требующая объяснений.
Конечно, ценности, которые ставит во главу угла либеральная модель, сыграли свою важную роль в развитии цивилизации.
Но достаточно даже невооружённым глазом посмотреть на мировую историю, и мы увидим огромное количество идей,
кото123 Достоевский Ф.М.
Собрание сочинений.
В 15-ти тт.
Т.
6.
Л., 1989.-С.
334.
124 Там же.
25 Там же, с.
336.
140
[стр. 274]

274 Тем более становится понятной, почему наиболее развитые страны Азии с опаской смотрят на либеральную демократию, и лишь влияние экономических факторов заставляет их идти на определённые уступки данной модели социальных, политических, экономических, да и культурных отношений.
Экспансия либерализма представляется сегодня серьёзной угрозой культурному суверенитету различных регионов земного шара, потому что, проникая на волне политических, социальных и экономических изменений, которым подверглись многие страны в последнее десятилетие, он воздействует на глубинные основания культурного сознания и замещает, вытесняет прежние архетипы.
Возникает некое подобие раковой опухоли: с одной стороны, это вроде бы клетки самого организма, а с другой, они действуют против него, разрушая защитные механизмы.
Как явление духовной культуры, либерализм может органично существовать лишь там, где для него имеются собственно духовные основания, как это видно на примере протестантизма и Америки, а отчасти и Западной Европы, где эта традиция выкристаллизовывалась.
В регионах же, которые не имеют подобных традиций, либерализм, замещая, как мы сказали, центральные архетипы существования культуры региона, приводит к обездуховлению, полной духовной деградации, потому что оказывается внешним, наносным, не укоренённым в привычках, традициях, обычаях народа.
Это мы и наблюдаем сейчас в России.
Уже Ф.М.
Достоевский точно подчеркнул эту особенность либерализма.
В романе «Идиот» один из героев, которого, кстати, поддержат князь Мышкин (а говорит и о согласии с этими мыслями самого автора), рассуждает о русских либератах.
Приведём ряд весьма показательных цитат.
«...русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал (курсив
автора].»11” тДостоеаскмй Ф.М.
Собрание сочинений.
В 15-ти тт.
Т б .
Л.» 1989.
С 334.


[стр.,275]

275 «Не национальное; хоть и по-русски, но нс национальное; и либералы у нас нс русские, и консерваторы не русские...»200.
«...русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую
Россию.»201 Таким образом, либерализм опасен не сам но себе.
Мы не будем спорить, плох ли он или хорош внутри себя.
Идея в ином.
Опасно его неограниченное заимствование, когда либерализм априорно становится абсолютной ценностью.

А такой подход превалирует в работах большинства прозападно настроенных социологов, политологов, социальных психологов и других.
И в их работах невозможно найти никаких объяснений того, почему Россия
должна обустроиться на основаниях либеральной демократии.
Должна и всё! ведь с их точки зрения, либеральная демократия есть абсолютное добро, а потому истина в первой инстанции, не требующая объяснений.
Конечно, ценности, которые ставит во главу угла либеральная модель, сыграли свою важную роль в развитии цивилизации.
Но достаточно даже невооружённым глазом посмотреть на мировую историю, и мы увидим огромное количество идей,
которые когда-то считались незыблемыми, а теперь они призраками гуляют по страницам учебников.
Ничто не вечно под луной.
И в этой связи возникает ещё одна проблема, которой мы хотели бы завершить данный раздел.
Транслируясь на многие регионы земли и подкрепляя своё движение политическими, финансовыми, а порой и военными основаниями, либерализм уменьшает, а то и совсем уничтожает право на существование иных точек зрения, иных социально-политических и экономических систем.
И тем самым резко сужает горизонты развития для всего человечества, которое и так уже начинает задыхаться от отсутствия перспективных целей дальнейшего существования.
ж' Л ам же.

[Back]