Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 17]

ного человека к свободолюбию.
Необходимо учитывать, что к этому времени Древняя Греция имела достаточно крепкие военные и экономические позиции в Средиземноморье.
В отличие от многих других древних цивилизаций, греческая земля отличалась удивительно благоприятными
климатическими и географическими условиями.
В то время, античная Греция имела не только весьма завидную возможность осуществлять торговые отношения с многочисленными европейскими, ближневосточными и
североафриканскими государствами, но, что, может быть, более важно, заимствовать у них естественнонаучные знания и социокультурный опыт.
Серия удачных военных походов надолго обеспечила Афинам хозяйственно-экономическую стабильность.
Напомним, что к моменту расцвета древнегреческой культуры, каждый свободный гражданин, в среднем, имел до восемнадцати рабов, обеспечивающих его интеллектуальную свободу.
Не отягощенные заботой о физическом выживании, афиняне вполне могли себе позволить занятия по совершенствованию общественно-политической системы.
И, надо сказать, что в этом деле они добились немалых успехов.
Особое место в общественной практике и политической теории Древней Греции отводилось теме народного представительства в органах политической власти.
Принцип народовластия, который был реализован в общественно-политической практике полиса, на наш взгляд, более напоминает систему социалистического типа, нежели либеральнодемократического.
В Афинах была введена практика общего собрания свободных граждан, на котором выбирались все ветви власти, включая исполнительную, законодательную и судебную.
Этим же народным собранием любая из властей в любой момент могла быть лишена своих полномочий и переизбрана.
При этом, система общественно-политической
17
[стр. 249]

249 дели общественно-политического устройства могут нести как конструктивные моменты для общества, так и деструктивные, в зависимости от того, какой интерес они обслуживают.
Если действиями власти руководит идея общего блага, то любая из вышеперечисленных форм правления может быть оптимальной.
И, напротив, если власть ориентируется на свой личный, корыстный интерес, она вырождается либо в «тиранию» (произвол одного), либо в «олигархию» (произвол элиты), либо в «демагогию» (произвол толпы)1 '8.
Творчество Еврипида нас интересует, в первую очередь, решениями древних греков проблемы свободы слова.
Известны следующие слова Еврипида: «Свобода заключается в словах: то-г, кто хочет иметь о себе хорошее мнение в городе, пусть продвигается и говорит.
Каждый может по своему усмотрению выяснить отношение к себе посредством совета другим или же через молчание.
Разве есть лучшее равенство для граждан?»1^.
Демократические преобразования Афин V века достигли поистине грандиозных масштабов.
Об этом свидетельствует бурная общественная жизнь, в которую были включены самые широкие слои населения.
В этот период создается множество общественных организаций, в том числе Женская ассамблея, различные собрания неимущих, прототипы профессиональных союзов; совершенствуется налоговая система и юридический фундамент государства.
Справедливости ради необходимо отметить, что столь интенсивные темпы развития культурной и общественной жизни в Древней Греции были обусловлены не только «природной», ментальной тягой античного человека к свободолюбию.
Необходимо учитывать, что к этому времени Древняя Греция имела достаточно крепкие военные и экономические позиции в Средиземноморье.
В отличие от многих других древних цивилизаций, греческая земля отличалась удивительно благоприятными
климатиче1П См.
Раде Дж , Дписери Д.
Залина* философия от истоком до наших дней.
СПб.
1994.
Т.
2 (Античность), С.
128, 160 '* Циг.
по: ТоисЬаге I.
Никите Йесз роИп&иез.
-1988.
Р.
28

[стр.,250]

250 скими и географическими условиями.
В то время античная Греция имела не только весьма завидную возможность осуществлять торговые отношения с многочисленными европейскими, ближневосточными и
ссвероафриканскими государствами, но, что, может быть, более важно, заимствовать у них естественнонаучные знания и социокультурный опыт.
Серия удачных военных походов надолго обеспечила Афинам хозяйственно-экономическую стабильность.
Напомним, что к моменту расцвета древнегреческой культуры, каждый свободный гражданин в среднем имел до восемнадцати рабов, обеспечивающих его интеллектуальную свободу.
Не отягощенные заботой о физическом выживании, афиняне вполне могли себе позволить занятия по совершенствованию общественно-политической системы.
И надо сказать, что в этом деле они добились немалых успехов.
Особое место в общественной практике и политической теории Древней Греции отводилось теме народного представительства в органах политической власти.
Принцип народовластия, который был реализован в общественно-политической практике полиса, на наш взгляд, более напоминает систему социалистического типа, нежели либеральнодемократического.
В Афинах была введена практика общего собрания свободных граждан, на котором выбирались все ветви власти, включая исполнительную, законодательную и судебную.
Этим же народным собранием любая из властей в любой момент могла быть лишена своих полномочий и переизбрана.
При этом система общественно-политической
жизни Афин не допускала никаких форм протекционизма.
Один из важнейших тезисов либеральный теории о первичности экономической свободы по отношению к свободе политической, гражданской, нравственной и духовной в данной ситуации не мог работать по определению.
Народное собрание свободных граждан выбирало наиболее достойного из своих рядов по нравственным и интеллектуальным критериям.
Ни кровнородственные связи, ни имущественное превосходство, ни знатное происхождение не имели в данном случае никакого существенного значения.
Стремление

[Back]