Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 21]

государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство.
<...> Тирания возникает, конечно, не из какого иного состояния, как из демократии, иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее
рабство»13.
Необходимо отметить, что и у философов более позднего периода, в том числе у ученых, стоящих на либеральной платформе, эта тема остается в центре
внимания'4.
В последствии эта проблема усложнилась еще и тем, что появилась необходимость дифференциации так называемых «гражданских» и «естественных» законов (позже эта тема получила развитие в политической теории в виде разграничения естественного и гражданского права).
На уровне мифологического сознания мы можем наблюдать в явном виде как естественные («божественные») законы берут верх над законами писанными, созданными людьми.
В «Антигоне» Софокла мы становимся свидетелями весьма любопы тного эпизода, когда декрет царя Криона о запрете захоронения преступников вступает в острое противоречие с мифологической доктриной необходимости
придания покойника земле.
Либеральные ученые видят в этом противоречии зачатки разделения общественной и государственной жизни, а, как известно, проведение границы между обществом и государством составляет одну из важнейших отличительных черт
всякой концепции либерального толка15.
Некоторые отечественные политологи усматривают в данном разделении не столько собственно протолиберальные тенденции, сколько проблему общедемокра1?
Поппер К.
Открытое общество и его враги.
М., 1982.
С.
149150 ,3 Платон.
Сочинение в 3-х томах.
М., 1972.
Т.
3, С.
564
,4 См., напр.: Кант И.
Сочинения в 6-ти томах.
Т.
3, С.
351; Т.
4, С.
139; Гегель Г.
Сочинения.
М.-Л., 1934.
Т.
7, С.
270 15 См.
статью В Эбенстайна в журнале «Знание сила» (1990, № 9, 71 С.
73)
[стр. 253]

253 том.
чтобы определить границы ограничения произвола личности.
Отмечая важность данной проблемы, Карл Поппер пишет, что «главная задача демократического законодательства состоит в том.
чтобы это сделать»182.
Вся сложность данного вопроса не прошла мимо внимания античных мыслителей.
В частности, Платон утверждал, что именно несовершенство законов в отношении ограничения индивидуальной свободы может привести к самым дурным проявлениям деспотизма.
«Чрезмерная свобода, настаивает он, по-видимому, и для отдельного человека и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство.
<...> Тирания возникает, конечно, не из какого иного состояния, как из демократии, иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее
рабство»185.
Необходимо отметить, что и у философов более позднего периода, в том числе у ученых, стоящих на либеральной платформе, эта тема остается в центре
внимания184.
Впоследствии эта проблема усложнилась еще и тем, что появилась необходимость дифференциации так называемых «гражданских» и «естественных» законов (позже эта тема получила развитие в политической теории в виде разграничения естественного и гражданского права).
На уровне мифологического сознания мы можем наблюдать в явном виде, как естественные («божественные») законы берут верх над законами писанными, созданными людьми.
В «Антигоне» Софокла мы становимся свидетелями весьма любопытного эпизода, когда декрет царя Криона о запрете захоронения преступников вступает в острое противоречие с мифологической доктриной необходимости
предания покойника земле.
Либеральные ученые видят в этом противоречии зачатки разделения общественной и государственной жизни, а, как известно, проведение границы между обществом и государством составляет одну из важнейших отличительных черт
ш Поппер К.
Открытое общество н его враги.
М., 1982.
С.
149-150 185 Платон.
Сочинение в 3-х томах.
М., 1972.
Т.
3.
С.
564
См., капр : Кант И.
Сочинения в 6-ти томах -Т.
З.С.
351; Г.
4.
С.
139, Гете.ть Г Сочинение.
М.-Л..
1934.-Т.
7.
С.
270

[стр.,254]

254 всякой концепции либерального толка185 *.
Некоторые отечественные политологи усматривают в данном разделении не столько собственно протолиберальные тенденции, сколько проблему общедемократического
характера.
Так, по замечанию Л.Т.
Кривушина, идея разведения понятий общественного и государственного «была направлена на защиту демократического характера социально-политического устройства классическою полиса и противостояла аристократическим и тираническим тенденциям» .
Весь перечисленный комплекс проблем составил основу многочисленных дискуссий и споров в кругах представителей софистики.
И в этом смысле софисты сыграли колоссальную просветительскую роль в жизни древнегреческого общества.
Как отметит Гегель, «софисты давали образование, служившее подготовкой к исполнению общего призвания греческой жизни к государственной деятельности; это образование готовило государственных людей, а не чиновников»187.
На наш взгляд, деятельность софистов невозможно оценить однозначно, и их роль в процессе демократизации афинскою общества не столь уж и привлекательна.
Всё же не следует забывать, что философия софистов способствовала крайней субъективации и релятивизации основных понятий политологии.
Настаивая на том, что «человек есть мера всех вещей», древнегреческая софистика лишила объективного содержания все основополагающие категории.
В феномене софизма мы наблюдаем ту возможную крайность, к которой может прийти либеральная доктрина с культивируемым сю принципом индивидуального самоопределения.
Нс случайно поэтому, что во время правления Перикла в афинской демократии наблюдаются элементы деградации.
И, как бы в противовес мироощущению софистов, отстаивающих субъективизм политических законов и общественно-политической системы государства, государственная власть Афин, на’’ См.
статью В 'Эбекстайнг я журнале "Знание сила» <1990.
X» 9.
С.
73) Кривушин Л.Т.
Проблема государства и общества в демократической мысли.
Л..
1978.
С.
*т226 Гегель Г.
Сочинения.
М..
1932.
Т.
10.
С.
7-10

[Back]