Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 24]

выдающихся мыслителей того времени в области политической науки назовем Джона Локка, с именем которого связывают окончательное формирование «классической либеральной доктрины»19.
В самом деле, политические взгляды Локка содержат ряд идей, характерных для всех последующих концепций либерализма.
К ним можно отнести: идею веротерпимости, концепцию общественного договора, принцип разделения властей, апологию
индивидуализма, обоснование частной собственности и экономических приоритетов в качестве основных предпосылок демократии и духовной свободы человека.
На анализе и интерпретации этих идей целесообразно остановиться подробнее20.
Что касается проблемы веротерпимости,
что она для английского общества того времени стояла необыкновенно актуально.
И, надо сказать, Джон Локк не был первым, кто ее поднял.
В своих рассуждениях он активно использует доводы своих старших современников, прежде всего Мильтона и Р.
Вильямса.
Отвергая популярные в эпоху Средневековья насильственные методы христианизации общества, английский ученый настаивает на принципе свободы совести.
Сила религии в силе истины, а не в насилии.
Здесь Локк, оставаясь поборником протестантских идей, настаивает на «либерализации» религиозного мировоззрения, отстаивая право на существование всех религиозных движений, включая языческие.
Весьма показательно, что исключение составляет не только атеизм, поскольку идея отрицания Бога опасна в нравственном смысле, но и католичество.
Католичество, как классическое западноевропейское христианство, не устраивает Локка своим жестким, бескомпромиссным
характе19 См.: Новгородцев П.И.
История новой философии права.
М., 1990.-С.

161-162.
20 См.
об этом также: Корту нов В.В.
Недовольство либерализмом / в кн.
«Имитация здравого смысла».
М., МОНФ, 2001.
94
[стр. 276]

276 § 4.
Гуманизм и классическая доктрина либерализма как теоретическая основа современного западноевропейского мировоззрения XVII век знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих нор.
В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы.
Это, прежде всего, столетие науки и философии.
К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стати крупные национальные государства с абсолютистской формой правления.
Родилась новая, сильная Европа.
Мир теперь выглядит единым и однородным.
Основными координатами человека становятся время и пространство.
И его положение здесь зависит только от его силы и ума.
Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой.
Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому.
Человек предстаатяется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий механизм, и, чтобы ег о понять, достаточно разобрать на составляющие.
Анализ стал ведущим методом науки202.
В это время Англия становится одним из ведущих центров научного прогресса.
Именно здесь возникают школы эмпириков, призванных «реабилитировать» опытное знание, экспериментальные основы научной методологии.
И именно Англия впервые наиболее остро формулирует вопрос о новых основах государственного упраатсния.
Среди наиболее выдающихся мыслителей того времени в области политической науки назовем Джона Локка, с именем которою связывают окончательное формирование «классической либеральной доктрины»203.
В самом деле, политические взгляды Локка содержат ряд идей, характерных для всех последующих концепций либерализма.
К ним можно отнести: идею веротерпимости, концепцию общественного договора, принцип разделения властей, апологию
индивим* Там же.
с.
336.
''гСм.: Столяров ДЮ.
Учебное пособие по хультуроло!ии.
М.: МОНФ, 1988 -С.
116.
311 См.: Новгородцев П.И.
История новой философии права.
М., 1990.

• С.
161-162.


[стр.,277]

277 дуализма, обоснование частной собственности и экономических приоритетов в качестве основных предпосылок демократии и духовной свободы человека.
На анализе и интерпретации этих идей целесообразно остановиться подробнее.
Что касается проблемы веротерпимости,
то она для английского общества того времени стояла необыкновенно актуально.
И надо сказать, Джон Локк не был первым, кто ее поднял.
В своих рассуждениях он активно использует доводы своих старших современников, прежде всего Мильтона и Р.
Вильямса.
Отвергая популярные в эпоху Средневековья насильственные методы христианизации общества, английский ученый настаивает на принципе свободы совести.
Сила религии в силе истины, а не в насилии.
Здесь Локк, оставаясь поборником протестантских идей, настаивает на «либерализации» религиозного мировоззрения, отстаивая право на существование всех религиозных движений, включая языческие.
Весьма показательно, что исключение составляет не только атеизм, поскольку идея отрицания Бога опасна в нравственном смысле, но и католичество.
Католичество, как классическое западноевропейское христианство, не устраивает Локка своим жестким, бескомпромиссным
характером, способным затормозить движение Европы к научному и социально-политическому прогрессу.
Отправной точкой логических построений Локка является тезис о «естественном праве» и «естественной свободе» индивида.
«Естественный закон», по Локку, это закон природы, который выступает для человека как изначальная данность и которому он обязан повиноваться.
Этот закон запрещает уничтожать себе подобного, наносить ущерб жизни другого, его здоровью и имуществу21*.
Он обязывает каждого человека «сохранять остальную часть человечества»; человек не имеет нрава, «кроме как творя правосудие но отношению к преступнику, ни лишать его жизни, ни пося,и На наш взгляд.
это тезис, являясь, безусловно, глубоко гуманистическим, не и полис обоснован с методологической точки зрения.
Все перечисленные принципы «естественного закона», как нам

[Back]