Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 35]

следования естественного закона, Локк, не находя ничего более убедительного, выдвигает две фундаментальные причины.
Во-первых, как выясняется, естественный закон освящен именем Бога.
Наши действия должны согласовываться с высшим принципом, который мы должны воспринимать как изначальную данность.
Во-вторых, как это прозаично не прозвучит, но исполнение законов должно обуславливаться страхом перед наказанием за их неисполнение.

Таким образом, либеральная система общественно-политических отношений Локка подкрепляется возможностью насилия.
В идеале, исполнение естественного закона должно обуславливаться чувством долга, моральной ответственностью гражданина перед обществом и государством.
Но в тех случаях, когда этой ответственности не хватает, государство и общество вправе принудить личность к выполнению этого закона.
Джон Локк недвусмысленно заявляет: «Мы обязаны делать нечто потому, что так хочет тот, под властью которого мы
находимся»38.
Как мы видим, механизмы, гарантирующие выполнение законов, в либеральном обществе
нс оригинальны и не отличаются от аналог ичных методов принуждения в своей аргументации от обществ социалистической, тоталитарной или фашистской ориентации.
Среди важнейших причин, по которым люди создают государства Локк называет стремление к созданию общезначимых для всех законов, а также создание механизмов, гарантирующих неотъемлемое право частной собственности.
Таким образом, «естественное состояние»
преодолеэто личный интерес.
Индивидуум может определить, в чем состоит его польза; во всяком случае, он единственный, кто может об этом судить.
В общем и среднем,
индивидуум заинтересован и рационален.
А как же иначе? Так уж мы сотворены, что предпочитаем свою личную пользу пользе ближнего» [Фламэн М.
История либерализма и современный либерализм.
М., 1995.
С.
60.].
Ну что ж, по крайней
мере, откровенно.
58 Там же, С.
38.
[стр. 285]

285 венное мнение совпадает с законом природы, еще нс зная о такого рода согласии, то знание этого согласия не доказывает мне того, что я познал раньше, исходя из естественных принципов.
Но, если до того, как стало известно общее мнение людей, я не знаю, что суждение моего ума есть закон природы, то я с полным основанием могу сомневаться, является ли таким законом и мнение остальных, поскольку невозможно привести ни одного основания, заставляющего меня поверить, что все другие от природы обладают тем, в чем мне отказано»'19.
Определяя естественный закон природы в качестве главного механизма регуляции общественных отношений, Дж.
Локк задается вопросом, а что, собственно говоря, вынуждает людей следовать этому закону? Казалось бы, ответ на этот вопрос логически вытекает из всей философии Локка и должен звучать следующим образом: «Выполнение естественного закона обусловлено инстинктом самосохранения и стремлением человека к решению утилитарно-прагматических задач».
Но в гаком ответе на поставленный вопрос Локк справедливо усматривает опасность, ведь смешивая нравственные принципы с принципами прагматическими, моральные нормы с утилитарными потребностями, мы можем, в конце концов, прийти к отрицанию каких-либо законов, кроме одного закона собственной выгоды220.
Поэтому, в качестве обоснования необходимости следования естественному закону, Локк, не находя ничего более убедительного, выдвигает две фундаментальные причины.
Во-первых, как выясняется, естественный закон освящен именем Бога.
Наши действия должны согласовываться с высшим принципом, который мы должны воспринимать как изначальную данность.
Во-вторых, как это прозаично не прозвучит, но исполнение законов должно обуславливаться страхом перед наказанием за их неиспол* **
Локк Дж.
Сочинении.
Т.3.
С.36 ** В ю арсмя.
как Локк пытается придать своей либеральной теории нравственный оттенок, многие его последователи уже нс отягощают себя подобными моральными «комплексами».
Изоссшый теоретик либерализма Морис Фламэн откровенно заявляет: «Главная [опора либерализма) зто личный интерес.
Индивидуум может определить, в чем состоит его польза; во всяком случае* он единственный, кто может об этом судить.
В общем и среднем,
икдиицдуум замитересопан и рационален.
А как же ика*

[стр.,286]

286 пение.
Таким образом, либеральная система общественно-политических отношений Локка подкрепляется возможностью насилия.
В идеале, исполнение естественного закона должно обуславливаться чувством долга, моральной ответственностью гражданина перед обществом и государством.
Но в тех случаях* когда этой ответственности не хватает, государство и общество вправе принудить личность к выполнению этого закона.
Джон Локк недвусмысленно заявляет: «Мы обязаны делать нечто потому, что так хочет тот, под властью которого мы
находимся»2"1.
Как мы видим, механизмы, гарантирующие выполнение законов, в либеральном обществе
не оригинальны и не отличаются от аналогичных методов принуждения в своей аргументации от обществ социалистической, тоталитарной или фашистской ориентации.
Среди важнейших причин, по которым люди создают государства, Локк называет стремление к созданию общезначимых для всех законов, а также создание механизмов, гарантирующих неотъемлемое право частной собственности.
Таким образом, «естественное состояние»
преодолевается стремлением человека оградить себя от беспорядочного применения власти и силы.
Английский ученый констатирует, что главное, «что побуждает людей уйти из «естественного состояния», это сохранение их собственности»"2.
При этом классик либеральной теории считает, что, к примеру, пленные, взятые в справедливой войне, «находятся в абсолютном подчинении и под деспотической властью своих хозяев», поскольку эти люди «утратили право на свою жизнь и вместе с тем свою свободу и потеряли свое имущество, то и, находясь в состоянии рабства, они не могут иметь какой-либо собственности; следовательно, в этом состоянии их нельзя считать какой-либо частью «гражданского общества», главной целью которого является сохранение собственности»223.
Логика Локка вплотную приче? Та» у* мы сотворены, что предпочитаем свою личную пользу пользе блнжнегои [Фламэн М.
История либерализма и современный либерализм.
М..
1995 С.
60.].
Ну что ж.
по крайней
мерс, откровенно.
Ьх Там же.
С.
38.
т Таи же.
С.
309-310.
Тач же.

[Back]