РОССИЙСКАЯ ГСС>Дг..1''"гпгигл~/ С!'!г . ,•'-’ * ставитепьству. В некотором смысле, идеи Монтескье менее радикальны, чем идеи Локка, поскольку первый подходит к тезису об ограничении власти монарха весьма осторожно. Кажется, что французский ученый пытается совместить несовместимое либеральную общественнополитическую систему в монархизмом. С одной стороны, он говорит о том, что законодательная власть в лице народа и его представителей является властью верховной. С другой же стороны, власть исполнительная в лице монарха должна, по его мнению, действовать автономно и лишь время от времени контролироваться законодательной властью. При этом, в тех случаях, когда налицо даже явное игнорирование рекомендаций законодателей, исполнительная власть в лице монарха не может быть осуждена. Не может быть потому, что она освящена именем Бога. При этом, исполнительная власть обладает нс только правом на определение сроков созыва законодательного собрания, но и правом распускать его по собственному усмотрению. Автономно должна действовать и судебная власть. Лишь ее полное отделение от исполнительной и законодательной властей обеспечивает свободу граждан. Соединяясь с власть законодателей, судебные инстанции могут получить некорректное право, одновременно, на издание законов и их исполнение. То же самое происходит, если судебная власть срастается с исполнительными органами. Но главный пафос рассуждений Монтескье о принципе разделения властей сводится к возможности сдерживания и ограничения друг друга, в недопущении концентрации в одних руках всех ветвей власти. И здесь, следуя теоретическим основам «правового государства», Монтескье подчеркивает, что: «в государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. <...> Свобода есть пра |
29! рожно. Кажется, что французский ученый пытается совместить несовместимое либеральную общественно-политическую систему с монархизмом. С одной стороны, он говорит о том, что законодательная власть в лице народа и его представителей является властью верховной. С другой же стороны. власть исполнительная в лице монарха должна, по его мнению, действовать автономно и лишь время от времени контролироваться законодательной властью. При этом в тех случаях, когда налицо даже явное игнорирование рекомендаций законодателей, исполнительная власть в лице монарха не может быть осуждена. Не может быть потому, что она освящена именем Бога. При этом исполнительная власть обладает не только правом на определение сроков созыва законодательного собрания, но и правом распускать его по собственному усмотрению. Автономно должна действовать и судебная власть. Лишь ее полное отделение от исполнительной и законодательной властей обеспечивает свободу граждан. Соединяясь с властью законодателей, судебные инстанции могут получить некорректное право одновременно на издание законов и их исполнение. 'Го же самое происходит, если судебная власть срастается с исполнительными органами. Но главный пафос рассуждений Монтескье о принципе разделения властей сводится к возможности сдерживания и ограничения друг друга, в недопущении концентрации в одних руках всех вегвей власти. И здесь, следуя теоретическим основам «правового государства», Монтескье подчеркивает, что: «в государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. <...> Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»2’ '. и» Цит. по: ТоисЬагс ). Ш«01гс <1ез 1<3ссз роНи^ие*. 1988. Р. 3%. |