Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 51]

мократические принципы.
«Социальный либерализм» Бернштейна нашел поддержку среди широкий слоев социал-демократически настроенной общественности.
Основные его положения были отражены в Гётесбергской программе социал-демократов в 1959
году59.
Однако, на наш взгляд, предпринятая Бернштейном модернизация классического либерализма не столько обогатила либеральную теорию, сколько, напротив, способствовала предельному размыванию его основных принципов.
В этом смысле, Бернштейн отразил общий кризис либеральной теории, которая в XX веке, подвергаясь модернизационным веяниям, начинает размываться в иных политологических конструкциях,
теряя свою собственную оригинальность.
Не случайно К.
Каутский назвал теоретические воззрения Бернштейна «завершением
либерализма»60.
Последователи так называемого «социального либерализма» справедливо обращали внимание на глубинное противоречие либеральной доктрины, согласно которой, с одной стороны, утверждается необходимость создания свободных рыночных отношений, а с другой стороны, признается, что неограниченный рынок сопровождается нищетой, разорением, социальной незащищенностью, анархией, деформациями в
области нравственных и культурно-мировоззренческих ориентиров.
Карло Россели выдающийся итальянский политолог считает, что мы в XX столетии становимся свидетелями неизбежной конвергенции либеральной и социалистической теории и практики.
Эта конвергенция обусловлена, с одной стороны, тем, что социализм постепенно избавляется от присущего ему утопизма и всё более нацеливается на решение практиче*
ч 5Я ЫЬегаНзшиз ипс! Зо^аНзгпиз.
МагЬигд, 1988.
8.
7.
'9 Кгсчзку В.
У1е1е $тс! КеУо1иНопаге аиз Ве&иетМсЬкеП // 8р1§е1, 1972,* 10.-8.
111.
ч
[стр. 299]

299 лизируя развитие демократии в Западной Европе, приходит к выводу, что эта демократия обеспечивается «долей синтеза социалистических и либеральных представлений о взаимоотношениях индивида, государства и общества, и о социальных основах индивидуальной свободы эта форма синтеза стала, своего рода, базовым консенсусом западных демократий»241.
Он также убежден, что за продуктивное сочетание либеральных и социалистических идей говорят объективные международные социальнополитические процессы, требующие как коллективистских, так и индивидуалистических форм организации человеческого бытия.
Аналогичные аргументы приводит и Э.
Бернштейн, для которого близость между социалистическими и либеральными концепциями становится столь очевидной, что он предпочитает идентифицировать социалистические доктрины в качестве «организационного либерализма».
Для него любая конструкция социалистического типа с неизбежностью включает в себя главнейшие либеральные принципы, такие как гарантии прав человека, преодоление «рыночной анархии», общедемократические принципы.
«Социальный либерализм» Бернштейна нашел поддержку' среди широкий слоев социалдемократически настроенной общественности.
Основные его положения были отражены в Гётесбергской программе социал-демократов в 1959
голу2« Однако, на наш взгляд, предпринятая Бернштейном модернизация классического либерализма не столько обогатила либеральную теорию, сколько, напротив, способствовала предельному размыванию его основных принципов.
В этом смысле Бернштейн отразил общий кризис либеральной теории, которая в XX веке, подвергаясь модернизационным веяниям, начинает размываться в иных политологических конструкциях,
теярсмя пошла на жесткую государев и кую централизацию.
Государственна* власть определяла нс только политическую стратегию, но и служила гарантом социальной защищенности граждан.
Б экономическом плане государство взяло на себя функцию создания свободного рынка, саморегулирующегося механизма рыночных отношений.
Создав и запустив этот механизм, государство постепенно отходияо в экономической жизни на второй план н вмешивалось в экономику лишь в тех редких случаях, когда того требовала необходимость защиты обпкиашюиалытх интересов ,4‘ 1лЬег*1Ьти5 ипб Во/ЫНти?;.
МагЪиг& 1988.
-7.


[стр.,300]

300 ряя свою собственную оригинальность.
Не случайно К.
Каутский назвал теоретические воззрения Бернштейна «завершением
либерализма»24'.
Последователи так называемого «социального либерализма» справедливо обращали внимание на глубинное противоречие либеральной доктрины, согласно которой, с одной стороны, утверждается необходимость создания свободных рыночных отношений, а с другой стороны, признается, что неограниченный рынок сопровождается нищетой, разорением, социальной незащищенностью, анархией, деформациями в
облает нравственных и культурно-мировоззренческих ориентиров.
Карло Россели выдающийся итальянский политолог считает, что мы в XX столетии становимся свидетелями неизбежной конвергенции либеральной и социалистической теории и практики.
Эта конвергенция обусловлена, с одной стороны, тем, что социализм постепенно избавляется от присущего ему утопизма и всё более нацеливается на решение практических
задач.
С другой стороны, либеральная доктрина также нс может функционировать в своем первоначальном виде, поскольку вынуждена принимать участие в решении проблем социального характера.
И, если в теории оба эти направления общественно-политической мысли могут сохранять достаточную степень автономности, то в практической жизни они вынуждены сосуществовать, взаимно проникая друг в друга.
Россели пишет: «Эти два возвышенных, но односторонних видения мира движутся по пути взаимопроникновения и взаимодействия...»211.
Идеалы социализма достигаются либеральной практикой, и в этом смысле социализм можно назвать либерализмом в действии.
«Социалистическое движение это конкретный наследник либерализма, носитель динамической идеи свободы.
<...> Либерализм и социализм весьма далеки от противопоставлений друг другу, как того хотела бы уста* 245 Кгейку В, УМеКе\о1и1юпаге аик Вс^исшНсЬксп//8р1уе1,1972.
№ 10.
8.
I I I .
245 Кау-гский К.
К критике теории и практики марксизма: Ангибсрнштсйн.
М„ 1922.
С.
177.
Коммунист.
1990.
№ 15.
С.
116.

[Back]