Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 57]

происходят сдвиги в общественно-политической жизни либерального характера.
Вновь обостряется полемика вокруг либерализма, и вновь появляется насущная необходимость решения ряда общественнополитических проблем.
Кажется, что либерализм способен решить все назревшие проблемы.
Но, всё же, часть западноевропейских мыслителей,
испытывают скепсис к его «классической» форме.
Среди них американский политолог В.
Леонтьев, продолжающий отстаивать позиции «государства всеобщего благоденствия», и, как ни странно, адепт либерализма Карл Поппер.
Последний придерживается этатистской модели социально-политического устройства, полагая, что принцип
«Ьа1ззег Гане» в своей абсолютизированной форме деструктивен.
По его мнению, невмешательство, отстранение государства
от жизни общества чревато так называемым «парадоксом свободы», суть которого в невозможности защищать свои законные социальные права без государственной поддержки, в неосуществимости демократических прав без государственного контроля и государственных гарантий(>7.
11онпер совершенно верно указывает, что свобода личности 07 Здесь К.
Поппер, как нам представляется, во многом предрек ситуацию в современной России, которая, добившись беспрецедентной демократии в смысле невмешательства государства в дела личности, добившись внедрения основных принципов либерализма в смысле внедрения приоритета экономических ценностей, не сумела обеспечить граждан практической возможностью реализовывать свои демократические права.
Общественно-политическая ситуация в
России, на нынешнем этапе, достаточно неоднозначна.
С одной стороны, российский обыватель обладает достаточно высокой степенью экономической и правовой свободы.
С другой же стороны, реализовать свою свободу он
оказывается не в состоянии, поскольку его социатьная защищенность минимальна.
Рискнём поспорить с профессором С.
Холмсом, назвавшего Россию
страной «нелиберальной демократии» [См.
напр.
Но1тез 8.
\Уйа1 Кизыа ТеасЬез из Ыо\у //ТЬе Атспсап Ргозресн 1997.
№ 5.
)и1у-Аи§и$г].
Скорее, на нынеш
[стр. 304]

доктрин, нарастает убежденность в том, что концепция «государства всеобщего благоденствия» не оправдала себя249.
Многие государства Западной Европы вновь «переориентируют» себя и от политики прямого государственного вмешательства и государственного предпринимательства переходят к политике ослабления государственного контроля в экономической сфере.
За счет существенных сокращений расходов на социальное обеспечение, «урезая» завоевания трудящихся, практикуя тактику децентрализации, государства Западной Европы вновь достигают экономической стабильности и сокращения государственного долга.
Вновь мы наблюдаем крен в сторону либерализма, новый виток либерального Ренессанса.
В 1992 году на выборах в США побеждает демократическая партия, близкая по взглядам к либералам.
Президент Франции Миттеран меняет политический курс, выступая за децентрализованную экономику.
Приблизительно в это же время в Великобритании к власти приходят лейбористы.
Добиваются своего представительства в законодательных органах либеральные партии в Дании, Исландии, Швейцарии, Финляндии, Италии, Бразилии, Германии.
В пределах Бенилюкса также происходят сдвиги в общественно-политической жизни либерального характера.
Вновь обостряется полемика вокруг либерализма, и вновь появляется насущная необходимость решения ряда общественно-политических проблем.
Кажется, что либерализм способен решить все назревшие проблемы.
Но всё же часть западноевропейских мыслителей
испытывает скепсис к его «классической» форме.
Среди них американский политолог В.
Леонтьев, продолжающий отстаивать позиции «государства всеобщего благоденствия», и, как ни странно, адепт либерализма Карл Поппер.
Последний придерживается этатистской модели социально-политического устройства, полагая, что принцип
«Ьа)$$ег Гане» в своей абсолютизированной форме деструктивен.
По его мнению, невмешательство, отстранение государства
24) 304 Сч.: Пашап М., Ье 1Ьега1ите сшшпрогат • Рап*.
1988.


[стр.,305]

305 от жизни общества чревато так называемым «парадоксом свободы», суть которого в невозможности защищать свои законные социальные права без государственной поддержки, в неосуществимости демократических прав без государственного контроля и государственных гарантий250.
Поппер совершенно верно указывает, что свобода личности находится в двоякой зависимости от государства: с одной стороны, она невозможна без его гарантий и вмешательства, с другой же стороны, вмешательство государства угрожает свободе индивида251.
«Неолиберализм» в известной мере размывает само понятие либерализма.
Нс в состоянии основываться на своей «классической» форме в современных условиях, он вынужден либо «размываться» в иных политических доктринах, либо принимать нехарактерные для себя и противоречащие себе принципы.
Показательны в этом плане замечания выдающегося российского политолога А.С.
Панарина о том, что «намечается конвергенция либерализма с неоконсерватизмом», а также его характеристика признанных во всём мире либералов Г.
Сор.мана и Ф.
Хайека в качестве «неоконсерваторов»252.
Более того, некоторые исследователи, желая доказать жизнеспособность либеральной теории, доходят до явного абсурда.
А как иначе можно относиться к высказываниям типа: «В нем [имеется в виду в либерализме А.Т.] всегда существовали самые различные мнения, в том числе те, которые противоречили основным постулатам либеральной георин»253.
Простите, но если некая концепция противоречит «основным м Здесь К.
Поппер, как нам представляете», во ымокш предрек ситуацию и современной Госсии, которая, добившись беспрецедентной демократии в смысле ^вмешательства государства и дела личности, добившись внедрения основных принципов либерализма к смысле внедрения приоритет экономических ценностей, не сумела обеспечить граждан прахтичесхой еашожиоапъю реачизоеывать слои демократические права.
Общественно-политическая ситуация в
Россия на нынешнем этапе достаточно неоднозначна.
С одной стороны, российский обыватель обладает достаточно высокой степенью экономической и правовой свободы.
С другой же стороны, реализовать свою свободу он
окатывается нс в состоянии, поскольку его социальная защищенность минимальна.
Рискнем поспорить с профессором СХолмсом, назвавшего Россию с!раной «нелибераяьной демократии [См.
налр.
Но1те$ 8.
Мш К тага ГсаеЬез и& N0* // ГЬс Атсгьсап Ргофсс*.
1997.
№ 5.
Му-Аидо!].
Скорее, на нынешнем этапе Россию, напротив, следует назвать страной «недемократического либерализма».
1,1 Поппер красноречиво иллюстрирует этот парадокс на примере обеспечения образования.
См.
Поппер К.
Открытое общество и его враги.
М, 1992.
С.
152.
152 См.: Панарин А.С.
Стиль орстрод в идеологии и политике.
М, 3989.
С.
93.
251 Кунцевич К.Н.
Эволюция социологической концепции либерализма (диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук).
Минск.
1993.
С.
155.

[Back]