жег достичь социальных и политических преимуществ. Иными словами, либеральное равенство представляет собой (декларировано) равные для всех условия достижения экономического и политического неравенства. Русская политическая мысль, зачастую, была более радикальной: для нее равенство людей обуславливалось прежде всего причастием человека к духовности. Люди прежде всего и с самого начала равны не в экономической свободе, а в свободе духовной, «в Духе». Эта свобода первична и нс выводима пи из экономических, ни из общественно-политических факторов. И именно эта духовность дает человеку право на свободное и равное участие в общественно-политической жизни. Личность может добиться экономических и социальных привилегий, но все эти привилегии не повысят его ценности как личности. Повышение ценности личности достигается на иных путях, на путях нравственного совершенствования и духовного роста. Подобная логика не только преодолевает монетаризацию и экономизацию сознания, но и находит множество точек соприкосновения с национальными культурными ценностями России, среди которых не последнее место занимает идея духовного и нравственного совершенствования. Для Франка, как и для большинства русских религиозных философов, равенство людей обуславливается их единой духовной основой. Эти основы выше сословных, классовых, экономических и национальных интересов. Равные в Духе, люди приобретают равенство и в общественнополитической жизни. Все они, как духовные существа, имеют равные нрава на осуществление, в том числе, и политической воли. По этой и только по этой причине политическая власть может принадлежать всем людям без исключения. Такая цепь рассуждений приводит Франка к идее подлинной демократии, минуя теоретические предпосылки либерального толка. Необходимо также добавить, что реальным двигателем социально64 |
310 ной и нравственной свободы. Отсюда и столь противоречивые оценки полисной организации: либералы видят в ней торжество демократических принципов, русские религиозно-философские мыслители «духовный тоталитаризм». С. Франк категорично заявляет: «Старая античная идея полного поглощения личности государством, растворения без остатка всех духовных сил и помышлений в механизме государственной власти идея, следы которой еще сильны и в наших учреждениях и в наших умах, противоречит современному нравственному сознанию и должна быть отвергнута решительно и безусловно»261. Принципиально разнятся взгляды либералов и русских религиозных философов на проблему равенства и равноправия. Под идеей равенства либералы понимают «равные стартовые условия». Продуктивно используя данную ему экономическую свободу, индивид на ее основе может достичь социальных и политических преимуществ. Иными словами, либеральное равенство представляет собой (декларировано) равные для всех условия достижения экономического и политического неравенства. Русская политическая мысль зачастую была более радикальной: для нее равенство людей обуславливалось, прежде всего, причастностью человека к духовности. Люди прежде всего и с самого начата равны не в экономической свободе, а в свободе духовной, «в Духе». Эта свобода первична и нс выводима ни из экономических, ни из общественно-политических факторов. И именно эта духовность дает человеку право на свободное и равное участие в общественно-политической жизни. Личность может добиться экономических и социальных привилегий, но все эти привилегии не повысят ее ценности как личности. Повышение ценности личности достигается на иных путях: на путях нравственного совершенствования и духовного роста. Подобная логика нс только преодолевает монстарнзацию и экономизацию сознания, но и находит множество точек соприкосновения с национальныУ>\ Франк С Л. Сочинения. М.. 1990. С. 69. ми культурными ценностями России, среди которых нс последнее место занимает идея духовного и нравственного совершенствования. Для Франка, как и для большинства русских религиозных философов, равенство людей обуславливается их единой духовной основой. Эти основы выше сословных, классовых, экономических и национальных интересов. Равные в Духе, люди приобретают равенство и в общественнополитической жизни. Все они, как духовные существа, имеют равные права на осуществление, в том числе, и политической воли. По этой и только по этой причине политическая власть может принадлежать всем людям без исключения. Такая цепь рассуждений приводит Франка к идее подлинной демократии, минуя теоретические предпосылки либерального толка. Необходимо также добавить, что реальным двигателем социального, экономического и политического прогресса для русского мыслителя является не идея собственности, а национальная культура, комплекс религиозных, нравственных, эстетических и прочих идей, отражающих самобытную 31! ментальность нации. |