Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 68]

Во второй половине XX века интерес к теории либерализма необыкновенно возрос.
Причем, это продиктовано не только увлечением
к спекулятивным изысканиям в области социально-политической теории, но и насущной необходимостью идентифицировать те практические принципы, по которым развиваются многие державы, традиционно причисляющие себя к «либеральному» лагерю.
Интересно также и то, что ученые мног их стран (среди которых, США, Германия, Англия, Бельгия), для которых либеральная доктрина непосредственно увязывается с идеей национальной идентичности, еще в недавнем времени разрабатывали «неолиберальные» теории, тяготеющие по своему духу к «демократическому социализму».
Однако в последней четверти нынешнего столетия положение дел резко меняется.
С политической карты мира практически исчезли государства социалистической ориентации, и либеральная теория, одержав концептуальную победу, лишилась каких-либо видимых
оппонентов.
Одновременно с этим, учёные отмечают, что в последние десятилетия мир столкнулся с многочисленными кризисами духовного, мировоззренческого и социального характера, с которыми современный либерализма оказался не в состоянии справиться.
Не находя радикальной альтернативы, современные философы, социологи и политологи приблизительно с 80-х годов XX века начинают дискутировать о необходимости «возврата» к классической либеральной доктрине, дабы прояснить, является ли современный либерализм своим закономерным, логическим завершением, или же, напротив, в процессе своей эволюции он подвергся значительным трансформациям и искажениям, что привело к отходу от его «классической» модели.
Известный немецкий философ и политолог Рормозер Гюнтер
гак комментирует создавшуюся ситуацию: «Распаду нравственности и культуры мы ничего не сможем противопоставить, пока у нас не 68
[стр. 5]

5 Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью как адекватного философского осмысления истоков феномена гуманизма, так и изменения места и роли феномена гуманизма в концептуальных моделях культуры.
Современная российская наука, конструируя наиболее оптимальную модель реформирования общественно-политической системы, широко использует достижения мировой политической мысли, в первую очередь, западноевропейской, за которой стоят многовековые демократические традиции.
В этой связи, естественно, внимание ученых приковывает феномен либерализма, ставший для множества стран Западной Европы и США основой нс только экономического и общественно-политического благополучия, но своеобразной системой ценностей, стержнем особого мировосприятия, а зачастую, синонимом демократии.
Тем не менее, либеральные принципы не являются единственной основой, на которой исторически формировались демократические режимы.
Да и сам либерализм, в процессе своей эволюции, «адаптации» к различным национальным традициям, принимал многообразные, часто противоречивые формы.
Будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко нс всегда плодотворно функционировал в рамках иных культурных традиций.
И общественно-политическая ситуация в постсоветской России еще раз подтверждает таг факт, что зарубежный опыт, пусть даже зарекомендовавший себя с самой положительной стороны, нс может быть просто механически заимствован.
Во второй половине XX века интерес к теории либерализма
и проблеме выявления его собственно гуманистического содержания необыкновенно возрос.
Причем, это продиктовано не только увлечением
спекулятивными изысканиями в области социально-политической теории, но и насущной необходимостью идентифицировать те практические принципы, по которым развиваются многие державы, традиционно причисляющие себя к «либеральному» лагерю.
В этой связи необычайно актуальным, на

[стр.,231]

231 и заслужить всеобщее признание в качестве механизма, регулирующего правоотношения в обществе.
До сих пор либерализм является мощнейшим гарантом реальных демократических свобод, концептуальной основой политической культуры Запада.
Всё это, безусловно, верно для большинства стран Западной Европы, детищем которых и явилась либеральная теория и практика.
Но, несмотря на очевидные достижения либеральной доктрины, некоторые вопросы всё же остаются открытыми.
Насколько эта система универсальна? Имеет ли либерализм жесткую «привязку» к национальной культуре, национальным традициям, к менталитету нации и каковы здесь детерминационные акценты? Возможна ли альтернативная концепция, обеспечивающая демократические свободы граждан? Каковы, наконец, издержки либеральной политической элиты и либеральной идеологии? Каково их влияние на иные сферы человеческого бытия, находящиеся за пределами хозяйственноэкономической и правовой деятельности? Во второй половине XX века интерес к теории либерализма необыкновенно возрос.
Причем, это продиктовано не только увлечением
спекулятивными изысканиями в области социально-политической теории, но и насущной необходимостью идентифицировать те практические принципы, по которым развиваются многие державы, традиционно причисляющие себя к «либеральному» лагерю.
Интересно также и то, что ученые многих стран (среди которых, США, Германия, Англия, Бельгия), для которых либеральная доктрина непосредственно увязывается с идеей национальной идентичности, еще в недавнем времени разрабатывали «неолиберальные» теории, тяготеющие по своему духу к «демократическому социализму».
Однако в последней четверти нынешнего столетия положение дел резко меняется.
С политической карты мира практически исчезли государства социалистической ориентации, и либеральная теория, одержав концептуальную победу, лишилась каких-либо видимых
оппоненлов.
Одно■мИгкаюа А.
^Евразийство" и поиск новой р>ч:с*оГ1 кулыурной идентичности // Вопросы фило*

[стр.,232]

232 временно с этим, учёные отмечают, что в последние десятилетия мир столкнулся с многочисленными кризисами духовного, мировоззренческого и социального характера, с которыми современный либерализма оказался не в состоянии справиться.
Не находя радикальной альтернативы, современные философы, социологи и политологи приблизительно с 80-х годов XX века начинают дискутировать о необходимости «возврата» к классической либеральной доктрине, дабы прояснить, является ли современный либерализм своим закономерным, логическим завершением, или же, напротив, в процессе своей эволюции он подвергся значительным трансформациям и искажениям, что привело к отходу от его «классической» модели.
Известный немецкий философ и политолог Рормозер Гюнтер
так комментирует создавшуюся ситуацию: «Распаду нравственности и культуры мы ничего не сможем противопоставить, пока у нас не будет обновленного консерватизма, самокритичного и опирающегося на свои лучшие традиции.
Прогрессирующая либерализация сама носитель болезни, на лечение которой она претендует.
<...> И именно потому, что речь идет о сохранении принципов классического либерализма, абсолютно необходимых для современного общества, именно поэтому нельзя более оставлять всё духовно-политическое пространство на откуп одному лишь нынешнему либерализму»161.
Критика современных форм либерализма и участившиеся призывы к традиционализму и консерватизму были порождены также и проблемами культурно-философского и, отчасти, методологического характера.
В современной политической науке актуализировалась тема соотношения традиционного западноевропейского мировоззрения и либеральной теории.
Если мы можем принять тезис, согласно которому культура Нового Времени строится на принципах мировоззренческого рационализма, то в отношении либеральной доктрины рационалистический фундамент не вполсофии.
1995, Л 6.
С.
54 ,и Гюнтер Р.
Кризис либерализма.
Цит.
по Антология мировой политической мысли в пяти то

[Back]