или косвенно утверждают примат экономической свободы, которая, в свою очередь, обеспечивает все прочие виды свобод, включая духовную. Как полагает большинство политологов, «экономическая свобода <...> представляет собой прозаическое условие осуществления всех других свобод» . Вне перечисленных принципов либеральная теория и практика перестают быть собственно «либеральными». Сегодня из характеристики либерализма выпадает, казалось бы, неотъемлемая его составляющая, выраженная в тезисе «минимального вмешательства государства в жизнь общества». Этот принцип классической теории либерализма «1а1$зег Гаде» казался незыблемым до последнего времени. Более того, ряд западноевропейских государств идентифицировал свою политическую систему как прямую противоположность тоталитаризму и коммунистической системе, реально функционирующей в странах Восточной Европы и СССР. Подобная идентификация послужила основой некорректного смешения понятий «либерализм» и «демократия». В свою очередь, внутри самих стран Восточной Европы и государств, образованных на территории постсоветского пространства, официальная политика и общественное сознание подверглись значительной инверсии. Основное содержание либеральных преобразований свелось к политике антикоммунизма и ослаблению государственного контроля. В итоге, классическая концепция государства как «ночного стража» была доведена до крайности, что ни преминуло на практике вызвать ряд деструктивных последствий анархического свойства. Российский либерализм: быть или не быть? // Либерализм в России. М., 1993.-С. 7-20о 1 Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995.-С. 61 72 |
235 большинство политологов, «экономическая свобода <...> представляет собой прозаическое условие осуществления всех других свобод»165. Вне перечисленных принципов либеральная теория и практика перестают быть собственно «либеральными». Сегодня из характеристики либерализма выпадает, казалось бы, неотъемлемая его составляющая, выраженная в тезисе «минимального вмешательства государства в жизнь общества». Этот принцип классической теории либерализма «1а1$$ег Га1ге» казался незыблемым до последнего времени. Более того, ряд западноевропейских государств идентифицировал свою политическую систем)' как прямую противоположность тоталитаризму и коммунистической системе, реально функционирующей в странах Восточной Европы и СССР. Подобная идентификация послужила основой некорректного смешения понятий «либерализм» и «демократия». В свою очередь, внутри самих стран Восточной Европы и государств, образованных на территории постсоветского пространства, официальная политика и общественное сознание подверглись значительной инверсии. Основное содержание либеральных преобразований свелось к политике антикоммунизма и ослаблению государственного контроля. В итого классическая концепция государства как «ночного стража» была доведена до крайности, что не преминуло на практике вызвать ряд деструктивных последствий анархического свойства. В этой связи многие западные исследователи призывают к корректировке идей либерализма, касающихся места и функций государства в общественной жизни. В лице стран с коммунистическим прошлым мир столкнулся с феноменом так называемой «нелиберальной демократии». Как это парадоксально нс прозвучит, но некоторые ученые обращают внимание на прямую связь между осуществлением либерально-дсмокраФламэн М. История либерализма и соврем ем кий либерализм М.. 1995. С. 61 |