Проверяемый текст
Толстая Наталья Евгеньевна. Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 2002)
[стр. 74]

ни.
В своё время, когда было необходимо радикальное изменение мировоззрения и социальных приоритетов, либерализм играл роль общефилософской теории, призванной обратить человека к самому себе, сменить теоцентрический, средневековый тип мировосприятия на более прогрессивный для XVII и XVIII веков антропоцентрический тип.
Таким образом, либерализм выполнил свою позитивную историческую миссию.
Однако сегодня, с учетом изменения международной общественнополитической ситуации, либеральная теория утратила свою актуальность.
Более
того, как концепция, утверждающая приоритет рыночных отношений и индивидуализма, либерализм в нынешнее время становится источником множества явлений деструктивного порядка.
Это
соображения представляется нам наиболее интересным, поскольку, если рассматривать либеральную систему ценностей, выходя за рамки политической и экономической жизни, то можно с уверенность констатировать негативное влияние некоторых основополагающих либеральных принципов на духовно-культурные ценности человечества.
В самом деле, обращение сознания человека к самому себе, признание индивидуальной свободы в качестве высшей ценности в своём крайнем проявлении способно разрушить религиозные и нравственные устои общества.
Рынок, в качестве высшего принципа регуляции общественной и экономической жизни, с неизбежностью захлёстывает духовный сектор, превращая бесценные сокровища мировой культуры в предмет куплипродажи.
Наконец, экономическая свобода, трактуемая либерализмом как свобода
первичная, как условие существования всех иных свобод, в том числе свободы гражданской, духовной, моральной, на наш взгляд, ведёт к 74 Ргозрес!.
1997.
5..Му-Аи^из!
[стр. 236]

тических преобразований и жестким контролем государственной власти I над жизнью общества .
Критика либеральных принципов традиционно звучит из лагеря западноевропейских консерваторов, отстаивающих принцип активного вмешательства государства в жизнь общества с целью сохранения национальных культурных ценностей.
При этом отдавая должное консервативному блок>', следует признать, что их аргументация теоретически достаточно хорошо обоснована.
Одним из аргументов против устоявшейся либеральной концепции являются два взаимоисключающие принципа, связанные с соотношением свободы личности и утверждением общего, государственного, национального интереса.
Либерализм, как известно, отстаивает безусловный примат свободы индивида (что, кстати говоря, привело западноевропейское общество к значительной степени индивидуализации, со всеми вытекающими отсюда эксцессами).
Данный индивидуалистический принцип, в рамках современного либерализма, по мнению консерваторов, сложно состыкуется с гарантиями законности и порядка, сохранением традиционной религии.
Также слышны возгласы и о том, что либерализм представляет собой исторически ограниченное явление общественно-политической жизни.
В своё время, когда было необходимо радикальное изменение мировоззрения и социальных приоритетов, либерализм играл роль общефилософской теории, призванной обратить человека к самому себе, сменить теоцентрический, средневековый тип мировосприятия на более прогрессивный для XVII и XVIII веков антропоцентрический тип.
Таким образом, либерализм выполнил свою позитивную историческую миссию.
Однако сегодня, с учетом изменения между народной общественно-политической ситуации, либеральная теория утратила свою актуальность.
Более
тот, как концепция, утверждающая приоритет рыночных отношений и индивидуализма, либеил См.
наир.
НЫгоез $.
И/Ьа! ТсасЬез и* // ТЪе Алкпсап Рк>5рсс1.
1997.
№ 5.
Му

[стр.,237]

237 рализм в нынешнее время становится источником множества явлений деструктивного порядка.
Это
соображение представляется нам наиболее интересным, поскольку, если рассматривать либеральную систему ценностей, выходя за рамки политической и экономической жизни, то можно с уверенностью констатировать негативное влияние некоторых основополагающих либеральных принципов на духовно-культурные ценности человечества.
В самом деле, обращение сознания человека к самому себе, признание индивидуальной свободы в качестве высшей ценности в своём крайнем проявлении способно разрушить религиозные и нравственные устои общества.
Рынок, в качестве высшего принципа регуляции общественной и экономической жизни, с неизбежностью захлёстывает духовный сектор, превращая бесценные сокровища мировой культуры в предмет купли-продажи.
Наконец, экономическая свобода, трактуемая либерализмом как свобода
пе/увичная, как условие существования всех иных свобод, в том числе свободы гражданской, духовной, моральной, на наш взгляд, ведёт к жесткой монетаризации сознания, к генерации и регенерации потребительского общества.
Немаловажный аргумент, выдвигаемый против современного либерализма, заключен в скепсисе но отношению к универсальности его основных принципов.
Действительно, либерализм превосходно показал себя во многих странах Западной Европы.
Но так же ли он хорош, скажем, для России, стран Восточной Европы, а тем более, для государств восточного региона? Здесь, как нам представляется, мы поднимаем одну из самых интересных проблем, решение которой находится на уровне системного, междисциплинарного анализа, поскольку охватывает как собственно политологический аспект, так и культурологический, и философский.
Если отталкиваться от того обстоятельства, что либерализм есть порождение западноевропейской мысли эпохи Модерна, то мы, по всей виАи&из*

[Back]