государства или политического деятеля, у которых бы хватило здравого смысла не заявить о своей приверженности либеральным принципам. Но либерализм, всё же, представляет собой определенную идеологию, систему ценностей, общественно-политическую концепцию, основанную на приоритете экономических отношений, а также на системе правовых норм, регулирующих финансово-экономическую деятельность членов либерального общества. «Частная собственность основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения в его жизни»'47. Следовательно, либерализм, в своей основе, утверждает монетаристскую систему ценностей, в каком бы завуалированном виде она не выступала. Монетаризм, в свою очередь, явился следствием рационалистического миропонимания западноевропейской культуры Нового времени. И в этом смысле, современная Россия, выбирая либеральные ценности, ориентируется не только на «терпимость в отношении чужого мнения», определенный путь политического, экономического или правового развития, но и обрекает себя на глобальный цивилизационный выбор. Речь о о идет не столько об ориентации на демократический режим1 , сколько о выборе некоторой системы ценностей, идеологии и мировоззрения. 86 * 86 Социально-поли тические теории современной буржуазной идеологии. М., 1981.С. 103 ' Политическая культура: теории и национальные модели. М., 1994.-С. 85 8Х Заметим, что либерализм и демократия отнюдь нс тождественны и не предполагают друг друга с безусловной необходимостью. Болес того, в истории известны многочисленные политические системы нелиберального толка, поддерживающие демократические основы государственности от рабовладельческой демократии Античности и демократической системы Новгородской республики до нелиберальной демократии КП |
242 или политического деятеля, у которых бы хватило здравого смысла не заявить о своей приверженности либеральным принципам. Но либерализм всё же предстаатяет собой определенную идеологию, систему ценностей, общественно-политическую концепцию, основанную на приоритете экономических отношений, а также на системе правовых норм, регулирующих финансово-экономическую деятельность членов либерального общества. «Частная собственность основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения в его жизни»169. Следовательно, либерализм, в своей основе, утверждает монетаристскую систему ценностей, в каком бы завуалированном виде она ни выступала. Монетаризм, в свою очередь, явился следствием рационалистического миропонимания западноевропейской культуры Нового времени. И в этом смысле современная Россия, выбирая либеральные ценности, ориентируется не только на «терпимость в отношении чужого мнения», определенный путь политического, экономическою или правовою развития, но и обрекает себя на глобальный цивилтационныи выбор. Речь идет нс столько об ориентации на демократический режим17", сколько о выборе некоторой системы ценностей, идеологии и мировоззрения. Либеральная конструкция выставляет неоднозначные аксиологические приоритеты. Мы ставим своей целью доказать, что важнейшим рычагом либеральной политики был и остается сегодня монетаризм571. Задуманный в качестве механизма политического воздействия, он приобрел * 171 ш Политическая культура: теории н национальные модели. М., 1994. • С. 85 114 Заметим, что либерализм и демократия отнюдь не тождественны и не предполагают друг дру<а с безусловной необходимостью. Более того, в истории известны многочисленные политические системы нелибералького толка, поддерживающие демократические основы государственности от рабовладельческой демократии Античности и демократической системы Новгородской республики до нелибералыюй демократии современной России и вполне демократических режимов в восточных регионах мира. 171 В ланвом контексте пол «монетаризмом» мы понимаем примат экономических цепкостей кал прочими ценностями человеческого бытия. В этом смысле либерализм не может существовать вне монетаристских убеждений. поскольку предусматривает экономическую свободу в качестве фундаментального условия и таранта свободы политической и духовной. |