Проверяемый текст
С.В. Валдайцев. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[стр. 75]

работников контрагента, заинтересованного в получении технологий (научно-технического задела); реализация схемы «заимствованного слуги»; продажа права найма носителей коммерчески привлекательного ноухау (а также полученной за средства фирмы квалификации этих работников) до истечения срока их трудовых контрактов.
Последние три метода коммерческой реализации новых технологий (в основном существующих на уровне научно-технических заделов), которые опираются на использование людей носителей соответствующего ноу-хау заслуживают самостоятельного изучения с использованием теории управления человеческим капиталом.
Из числа приведенных форм почти 80% объема всех проводимых в мире операций по коммерческой горизонтальной передаче промышленно освоенных и непромышленных технологий приходится на продажу лицензий на изобретения и ноу-хау.

Все лицензии в сфере новых технологий делятся на патентные и беспатентные.

«Классическими» в качестве формы передачи технологий являются патентные лицензии.
Они получили развитие раньше беспатентных, и хотя в настоящее время составляют лишь немногим более половины заключаемых в мире лицензионных соглашений по передаваемым технологиям,
именно они заложили основу для общей организационноэкономической схемы также и беспатентных лицензий.
Предпосылкой продажи патентной лицензии является предварительное получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак (с оформлением свидетельства на него).

Патент представляет собой выданное и поддерживаемое (но не гарантируемое) государством монопольное право на любое коммерческое использование предмета патента.
В случае изобретений это монопольное право на применение их в дальнейших оплачиваемых сторонними лицами разработках, на выпуск и продажу продуктов (услуг), в которых воплощены
75
[стр. 8]

• научно-производственная кооперация с покупателем результатов исследований и разработок; • платное обучение (в форме предоставления как теоретических знаний, так и возможности для стажировок и иных практических методов обучения) работников контрагента, заинтересованного в получении технологий (научно-технического задела); • реализация схемы «заимствованного слуги»; • продажа права найма носителей коммерчески привлекательного ноу-хау (а также полученной за средства фирмы квалификации этих работников) до истечения срока их трудовых контрактов.
Из числа приведенных форм почти 80% объема всех проводимых в мире операций по коммерческой горизонтальной передаче промышленно освоенных и непромышленных технологий приходится на продажу лицензий на изобретения и ноу-хау.

Продажу лицензий на предварительно полученный в стране вероятного коммерческого интереса к технологии патент (патенты) на изобретения, лежащие в основе этой технологии, иногда путают с запродажей, как упрощенно говорят, самого патента (патентов).
Такая запродажа может иметь место скорее по отношению к праву на подачу заявки на патент.
Форм подобной запродажи в принципе существует множество, но все они по сути полулегальны, т.е.
внеконтрактны, либо регулируются не отношениями между фирмами, а отношениями фирмыпокупателя уже существующих изобретений с физическими лицами, продающими свой труд на условиях передачи прав на патентование конкретных изобретений.
Исключение составляют ситуации, когда отношения с покупателем права на подачу патентной заявки начинаются с этапа, предшествующего исследовательской стадии создания новой технологии.
Иначе говоря, в этом случае речь пойдет о коммерциализации еще не патентоспособного, но потенциально перспективного исследовательского задела в форме принятия к исполнению оплачиваемого подряда на исследовательско-экспериментальные работы (в современных отечественных терминах — договора на создание заведомо патентоспособной научно-технической продукции), в котором предусматривается передача заказчику права на патентование любых изобретений, сделанных в ходе заказанной разработки, на его имя.
Продажа или сдача в аренду (лизинг) опытных образцов изделий либо оборудования, воплощающих новую технологию, может иметь место: 8

[стр.,300]

Глава Торговля лицензиями 1 П на изобретения и ноу-хау Продажа лицензии на изобретение и ноу-хау является одним из самых желанных и часто первым приходящим на ум (особенно начинающим предпринимателям, наслышанным о таких лицензиях) способом попытаться извлечь доход из имеющихся в собственности новшеств и/или вообще результатов исследований и разработок.
Все лицензии в сфере новых технологий делятся на патентные и беспатентные.

Сама категория лицензий в хозяйственной практике гораздо шире: под лицензией понимается любое разрешение владельца того или иного права кому-либо пользоваться этим правом параллельно с владельцем и/или вместо него — делегирование полномочий.
Поэтому существуют лицензии в виде разрешений государства на определенные операции, являющиеся монополией государства, лицензии на авторские права и пр.
Экономическая природа у них схожая, а юридическая подоплека — разная.
10.1.
Правовые предпосылки продажи лицензий на изобретения и ноу-хау «Классическими» в качестве формы передачи технологий являются патентные лицензии.
Они получили развитие раньше беспатентных, и хотя в настоящее время составляют лишь немногим более половины заключаемых в мире лицензионных соглашений по передаваемым технологиям,
успели заложить основу для общей организационно-экономической схемы также и беспатентных лицензий.
Поэтому рассмотрим сначала патентные лицензии.
Предпосылкой продажи патентной лицензии является предварительное получение патента — на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак (с оформлением свидетельства на него).

300

[стр.,302]

Патент представляет собой выданное и поддерживаемое (но не гарантируемое) государством монопольное право на любое коммерческое использование предмета патента.
В случае изобретений это — монопольное право на применение их в дальнейших оплачиваемых сторонними лицами разработках, на выпуск и продажу продуктов (услуг), в которых воплощены
изобретения, на промышленное использование основанных на изобретениях технологических процессов и пр.
Патентовладелец может по собственной воле на разных условиях «поделиться» своим правом с другими заинтересованными лицами.
Продажа патентных лицензий как раз и предоставляет для этого соответствующий механизм (наряду с разовыми и единичными разрешениями, содержащимися в контрактах на продажу потребителям продуктов, чье использование могло бы означать нарушение патентных прерогатив поставщика продукта).
Однако в принципе, если патентовладелец не будет злоупотреблять своим исключительным правом, надолго блокируя рынок конкурентам путем систематического отказа продавать им лицензии, то он действительно приобретет статус «освященного» государством монополиста, создаст себе так называемую инновационную монополию, которая позволит ему получать за время ее действия монопольную сверхприбыль или успеть закрепить за собой рынок новшества.
Подчеркнем, что это как раз тот случай, когда государство не борется с монополией, а поддерживает ее.
Здесь антимонопольное законодательство во всем мире приходит в противоречие с патентным.
Иначе в рыночной экономике и быть не может, так как при отсутствии перспективы пусть и на «утешительную» для антимонопольного закона всего лишь временную инновационную монополию у инноваторов не было бы стимула вкладывать средства в разработку новшеств (через 1,5— 2 года конкуренты все равно «обойдут» патенты, полученные на действительно коммерчески перспективные и доказавшие свою эффективность изобретения).
«Пионеры» новшеств не стали бы рисковать и тратиться на то, чтобы первыми выйти на рынок с инновациями.
Гораздо более выгодным было бы просто ждать, пока это сделают другие, и имитировать лучшие нововведения, когда они проявят свой коммерческий успех.
Но тогда интересам технологического прогресса в стране наносился бы ущерб и за это отвечало бы государство.
Конкуренты сами или по их заказу сторонние разработчики — на основе опубликованных патентных описаний, принципиаль302

[Back]