Проверяемый текст
С.В. Валдайцев. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
[стр. 76]

изобретения, на промышленное использование основанных на изобретениях технологических процессов и пр.
Таким образом, передача патентовладельцем своего патентного права способна быть экономически оценена лишь в той мере, в какой покупателю патентного права грозят превышающие цену патента альтернативные издержи по судебным искам и т.д., связанные с незаконным использованием запатентованных технологий, то есть цена патентной лицензии в значительной степени зависит от потенциальной возможности (юридической и экономической) патента защитить свои права в случае нарушения.
Совершенно иную юридическую основу и соответствующие компоненты в своей цене имеют беспатентные лицензии так называемые лицензии на ноу-хау.
Продажа этих лицензий не требует предварительного патентования предлагаемых к продаже технологий, а также расходов по обеспечению патентовладельцем своих прав.
В то же время продажа беспатентных лицензий становится возможной лишь
тогда, когда предлагаемый к продаже ноу-хау до и после его реализации по лицензии содержится владельцем в строжайшем секрете.
Поэтому обычно сделки по беспатентным лицензиям совершаются между сторонами, уже имеющими друг к другу достаточное доверие, заинтересованными в дальнейшем сотрудничестве либо в прибылях друг друга.
Примерами здесь могут быть продажи беспатентных лицензий на
секретные ноу-хау: а) от материнской фирмы к дочерней или наоборот, и вообще внутри одной финансово-промышленной группы; б) по сделкам, гарантируемым личными связями менеджеров и/или владельцев сторон рассматриваемых сделок; в) от должников к кредиторам (иногда и в обратном направлении); г) между предприятиями-смежниками, связанными друг с другом долгосрочными договорами о поставках (особенно при отсутствии выбора среди прочих возможных контрагентов); 76
[стр. 306]

совершенно равное положение отечественных и иностранных соискателей и владельцев российских патентов.
Причем зарубежным заявителям (из развитых стран с твердой валютой) несравненно легче выдержать расходы в рублях по обеспечению в нашей стране своих продуктов и процессов отечественными патентами, которые, будучи выданы, сразу же подрывают патентоспособность (в конечном счете не только в России, но и на всех мировых рынках) тех местных фирм, которые недооценили важность получения отечественного патента.
10.2.
Содержание коммерчески привлекательных лицензий на изобретения и ноу-хау После приведенного выше краткого экскурса в юридическую основу патентных лицензий становится более очевидной и чисто экономическая их сторона.
По сути, можно считать, что сама по себе передача патентовладельцем своего патентного права способна быть экономически оценена лишь в той мере, в какой покупателю патентного права грозят преследование и возмещение полученных прибылей по решению суда за ущерб патентовладельцу, если бы этот покупатель вместо приобретения патентной лицензии нарушил формально исключительные прерогативы патентовладельца.
Иначе говоря, если бы он нелегально имитировал защищенный патентами продукт, использовал защищенные патентами, но опубликованные ключевые решения в своих технологических процессах и т.п.
Очевидно, что далеко не во всех случаях экономическая оценка чисто правовой составляющей патентно-лицензионного соглашения будет чего-либо стоить.
Так, вряд ли тому, чьи низкая платежеспособность и отсутствие финансовых резервов для реального обеспечения своего патентного права становятся известны предполагаемому покупателю патентной лицензии, удастся что-то выручить за передачу своего патентного права.
Более того, такой патентовладелец едва ли вообще сумеет даже за символическую плату найти покупателя патентной лицензии.
Точно так же резко снизят цену патентной лицензии сомнения лицензиата в надежности титула собственности лицензиара на предмет лицензии.
Подобные сомнения могут появиться, например, в связи со становящейся очевидной вероятностью опротестования базового патента лицензиара.
Опротестование его 306

[стр.,307]

права на оформление патента на свое имя в нашей стране сейчас особенно актуально из-за поспешно проведенной и еще проводимой приватизации интеллектуальной промышленной собственности.
Скажется и либеральность государственной экспертизы патентных заявок в тех странах, где патенты выдаются в этом смысле скорее под ответственность самих патентных заявителей.
Совершенно иную юридическую основу и соответствующие компоненты в своей цене имеют беспатентные лицензии — так называемые лицензии на ноу-хау.
Продажа этих лицензий не требует предварительного патентования предлагаемых к продаже технологий, а также расходов по обеспечению патентовладельцем своих прав.
В то же время продажа беспатентных лицензий становится возможной, лишь
когда предлагаемый к продаже ноу-хау до и после его реализации по лицензии содержится владельцем в строжайшем секрете.
Подчеркнем, что и после продажи лицензии на секретный ноу-хау лицензиар (продавец лицензии) должен продолжать держать его в секрете от третьих лиц, иначе у покупателя лицензии (лицензиата) пропадет мотивация платить за лицензию.
Кроме того, удержание и после продажи беспатентной лицензии передаваемой технологии в тайне позволяет лицензиату на своих рынках получить преимущество лучшего доступа к прогрессивной технологии по отношению к существующим и потенциальным конкурентам.
Таковы факторы, определяющие в беспатентных лицензиях готовность их покупателя возместить суммы, приходящиеся за передачу коммерческого технического секрета как таковую.
Конечно, и лицензиат обязан сохранять в тайне от третьих лиц полученный им по беспатентной лицензии ноу-хау.
Однако охрана секрета от конкурентов — это его же собственный интерес.
Другое дело, что перепродавать, кроме как с согласия лицензиара, предмет лицензии ему в лицензионном соглашении запрещено.
Как видно, в беспатентных лицензиях, где при защите своих прав стороны не могут опираться на патентную защиту, все строится на взаимных обязательствах по соблюдению конфиденциальности.
Доказывать же, при необходимости, нарушение конфиденциальности не в пример труднее, чем доказать нарушение патентного права.
Так, появление у третьих лиц коммерческих технических секретов, проданных по беспатентной лицензии, может быть также результатом непреднамеренной и неконтролируемой 307

[стр.,308]

«утечки» этих секретов в связи с миграцией от фирмы к фирме работников лицензиата (покупателя лицензии) или лицензиара (продавца лицензий), с активным промышленным шпионажем конкурентов и т.п.
Поэтому обычно сделки по беспатентным лицензиям совершаются между сторонами, уже имеющими друг к другу достаточное доверие, заинтересованными в дальнейшем сотрудничестве либо в прибылях друг друга.
Примерами здесь могут быть продажи беспатентных лицензий на
секретный ноу-хау: а) от материнской фирмы к дочерней, или наоборот, и вообще внутри одной финансово-промышленной группы; б) по сделкам, гарантируемым личными связями менеджеров и/или владельцев сторон рассматриваемых сделок; в) от должников к кредиторам (иногда и в обратном направлении); г) между предприятиями-смежниками, связанными друг с другом долгосрочными договорами о поставках (особенно при отсутствии выбора среди прочих возможных контрагентов); д) в порядке вклада подобной беспатентной лицензией (с капитализацией платы за нее) в уставные фонды и акционерные капиталы вновь учреждаемых совместных (лицензиара и лицензиата) предприятий; е) между фирмами, взаимно признающими высокую деловую репутацию друг друга (обычно это давно существующие фирмы).
Большую роль в расширении оборота по беспатентным лицензиям на основе режима взаимной конфиденциальности по передаваемому ноу-хау могут играть посредники, вызывающие доверие обеих сторон сделки.
Они не только готовят соответствующее соглашение, но и в той или иной степени должны выступать поручителями сторон соглашения.
И патентные, и беспатентные лицензии бывают простыми, исключительными и полными.
При простой лицензии лицензиар передает свое право или секрет для коммерческого применения, сохраняя в то же время возможность использования запатентованного или хранящегося в секрете новшества без каких-либо ограничений (в том, что касается рода и размеров рынка, на который будет выпускаться продукт по лицензии, а также объема выпуска) ни для лицензиата, ни для себя.
Очевидно, на коммерчески привлекательные технологии может быть продано большое число простых лицензий.
В ре308

[Back]