67 тельности, которые содержат в себе полезные затраты как умственного, так и физического труда, т.е. являются духовно-практическими. В данном отношении социальная работа является духовнопрактической деятельностью. Она нс только содержит широкий спектр духовных элементов, но и духовно освящена идеей социальной полезности и общественной ценности этого вида деятельности. Наконец, в-пятых, культура всегда символячна, гармонична, а в идеале совершенна по форме и содержанию. Понятие гармонии и совершенства приложимо и к деятельности в социальной сфере. Можно также говорить об искусстве и эстетической привлекательности данного вида общественного труда. Применительно к каждому виду деятельности культура выступает своеобразным эталоном ее совершенства, мерой ее качества и эффективности. Речь идет* об измерении культуры в координатах «должное сущее». Подобная роль культуры закрепляется в термине «культурный образец». Поэтому сама постановка вопроса о культуре социальной работы позволяет напрямую говорить о ее состоянии и уровне в целом, а также о культурной зрелости и профессиональной квалификации работников всех социальных учреждений и органов. Иными словами, речь идет о взаимосвязи видовых и родовых характеристик культуры социальной работы. Be видовая сторона наиболее ярко выделяется в ситуации, когда исследователь выясняет: насколько все богатство общественной культуры проявляется в сфере социальной деятельности. Видовая сторона, по сути дела, выступает показателем того, в какой мере сама эта профессиональная деятельность является культурной. В центре культуры, как и в фокусе социальной работы, находится человек во всем богатстве его жизненных проявлений: познавательных с точки зрения постижения истины и достижения правды; нравственных с позиций доброты и благонамеренности поведения; экономических с точки зрения его участия в производстве и потреблении материальных благ; правовых с пози |
106 иными словами, включаются в систему социальных ценностей, признанных большинством граждан данного общества. В-четвертых, следует подчеркнуть духовную природу культуры: по общему правилу, чем больше духовности, тем выше культура. Традиция рассматривать культуру, прежде всего, как позитивно-духовное заложена в русской религиозно-философской классике. Такую позицию, например, отстаивал H.A. Бердяев, у которого культура выступает сугубо духовным, элитарным явлением, противостоящим цивилизации1. Конечно, культурные ценности имеют духовно-творческую, даже сакральную природу. Вместе с тем неправомерно лишать культурологического измерения существующие в обществе материальные ценности, а также различные виды человеческой деятельности, которые содержат в себе полезные затраты как умственного, так и физического труда, т.е. являются духовно-практическими. В данном отношении правоохранительная деятельность является духовно-практической. Она не только содержит широкий спектр духовных элементов, но и духовно освящена идеей социальной полезности и общественной ценности самой правоохранительной деятельности. Наконец, культура символична, гармонична, в идеале совершенна по форме и содержанию. Понятие гармонии и совершенства приложимо и к правоохранительной деятельности, можно также говорить об искусстве данного вида общественного труда. Применительно к каждому виду деятельности культура выступает своеобразным эталоном ее совершенства, мерой ее качества и эффективности. Речь идет об измерении культуры в координатах «должное сущее». Подобная роль культуры закрепляется в термине «культурный образец». Поэтому сама постановка вопроса о культуре правоохранительной деятельности позволяет напрямую говорить о ее состоянии и уровне в це1См.: Бердяев H.A. О культуре // Философия неравенства. М.: ИМА-Пресс, 1990. С. 247-261. 107 лом, а также о культурной зрелости и профессиональной квалификации работников всех правоохранительных учреждений и органов. Иными словами, речь идет о взаимосвязи видовых и родовых характеристик культуры правоохранительных органов. Ее видовая сторона наиболее ярко выделяется в ситуации, когда исследователь выясняет: насколько все богатство общественной культуры проявляется в сфере правоохранительной деятельности. Видовая сторона, по сути дела, выступает показателем того, в какой мере сама эта профессиональная деятельность является культурной. В центре культуры, как и в фокусе правоохранительной деятельности, находится человек во всем богатстве его жизненных проявлений: • познавательных с точки зрения постижения истины и достижения правды; • нравственных с позиций доброты и благонамеренности поведения; • экономических с точки зрения его участия в производстве и потреблении материальных благ; • правовых с позиций исполнения законов государства; • эстетических в плане приобщения к ценностям культуры и искусства; • профессиональных в отношении качества выполнения своих функциональных обязанностей. Потому и культура правоохранительной деятельности это, прежде всего, культура осуществляющих ее людей: работников и сотрудников всех уровней, учреждений и органов. Рассмотренные методологические отображения позволяют критически оценить существующие концепции правовой культуры, как ближайшей родовой характеристики для культуры правоохранительной деятельности. Некоторые авторы не определяют ее вообще и при рассмотрении основных направлений правовой культуры опираются на интуитивно |