Проверяемый текст
Москалькова Татьяна Николаевна; Культура противодействия злу в работе правоохранительных органов Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 87]

Раздел III.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Несмотря на кажущуюся ясность категорий «противоречия», «источники» и «движущие силы» развития, среди философов и социологов нет единства по поводу содержания этих понятий, хотя отечественные философы уделяли и уделяют этой проблеме как специальное внимание, так и обращаются к ней при исследовании других философских проблем.
Так, в 60 70-е годы в советской философии утвердилось мнение, что «противоречие и движущие силы развития представляют одно и то же»1.
Однако такой подход не позволяет выявить различный характер и роль источников и движущих сил в процессе развития культуры правоохранительной деятельности: источники представляют лишь возможность развития, в реальный фактор они превращаются в результате действия движущих сил.
Вместе с тем существовали попытки
вес факторы детерминации общественного развития свести к понятию «движущие силы»123.
Утверждалось, например, что движущие силы — это факторы, которые «вызывают активную осознанную деятельность»; среди них главенствующее положение занимают социальные потребности и интересы.
Но тут же отмечалось: «Основным стержнем категории «движущие силы» выступают общес твенные противоречия (прежде всего на фазе их разрешения»’1.
Существуют разные подходы к соотношению понятий «противоречия», «источники» и «движущие силы развития».
В.
Н.
Асташов отмечал в свое время, что «понятие «социальное противоречие» отражает сущность самодвижения общества, а понятие «движущие силы» развития
1См.: Фурман А.
Е.
Исторический материализм: Курс лекций.
М.: Изд-во МГУ, 1970.-С.
154/ 2 См.: Чинакова Л И Движущие
синьг развития общества категория исторического материализма// Филос.
науки.
1977.

Лй2.
С.
150-152.
3 Очерки по историческому материализму.
М.: Наука,
1981.
С.
154.
[стр. 280]

280 ГЛАВА 4.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛУ В РАБОТЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Как уже показано в диссертационном исследовании, культура правоохранительной деятельности представляется сложным, многоуровневым явлением.
Адекватным сложности объекта может стать лишь такое исследование, которое использует во взаимосвязи возможно более широкий спектр аналитических подходов и исследовательского инструментария.
Современное Российское государство находится в процессе становления и развития.
Это же состояние характерно и для большинства звеньев государственного механизма.
Поэтому представляется методологически и практически плодотворным рассмотрение культуры правоохранительной деятельности в условиях современной России как развивающейся системы.
При таком подходе на первый план выступают вопросы об источниках, движущих силах развития этой системы и закономерностях ее развития.
§ 1.
Противоречия и закономерности развития культуры правоохранительной деятельности в России Несмотря на кажущуюся ясность категорий «источники» и «движущие силы» развития, среди философов и социологов нет единства по поводу содержания этих понятий, хотя отечественные философы уделяли и уделяют этой проблеме как специальное внимание, так и обращаются к ней при исследовании других философских проблем.


[стр.,281]

281 Так, в 60 70-е годы в советской философии утвердилось мнение, что «противоречие и движущие силы развития представляют одно и то же»1.
Однако такой подход не позволяет выявить различный характер и роль источников и движущих сил в процессе развития культуры правоохранительной деятельности: источники представляют лишь возможность развития, в реальный фактор они превращаются в результате действия движущих сил.
Вместе с тем существовали попытки
все факторы детерминации общественного развития свести к понятию «движущие силы»2.
Утверждалось, например, что движущие силы — это факторы, которые «вызывают активную осознанную деятельность»; среди них главенствующее положение "'занимают социальные потребности и интересы.
Но тут же отмечалось: «Основным стержнем категории «движущие силы» выступают общественные противоречия (прежде всего на фазе их разрешения» Существуют разные подходы к соотношению понятий «противоречия», «источники» и «движущие силы развития».
В.
Н.
Асташов отмечал в свое время, что «понятие «социальное противоречие» отражает сущность самодвижения общества, а понятие «движущие силы» развития
общества — способ существования противоречий, их самодвижение в обществе»4.
Распространенной является точка зрения, что источником развития являются не внутренние противоречия, а их разрешение под влиянием ведущей стороны противоречия5, та сторона противоречия, ко1См.: Фурман А.
Е.
Исторический материализм: Курс лекций.
М.: Изд-во МГУ, 1970.-С.
154.
2 См.: Чинакова Л.И.
Движущие
силы развития общества категория исторического материализма/ / Филос.
науки.
1977.

№2 .С.
150-152.
3 Очерки по историческому материализму.-М.: Наука,
1983.-С.
154.
4 Асташов В.
Н.
Понятие движущих сил развития общества и его методологическое значение в социальном познании: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
Л.: Лениздат, 1981.
С.
11.
5 См.: Тиис Г.
К.
Трудовой коллектив как носитель единства источников и движущих сил развертывания научно-технической революции: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
Л., 1981.
С.12.

[Back]