Проверяемый текст
Москалькова Татьяна Николаевна; Культура противодействия злу в работе правоохранительных органов Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 88]

общества — способ существования противоречий, их самодвижение в общество»1.
Распространенной является точка зрения, что источником развития являются не внутренние
противоречим, а их разрешение иод влиянием ведущей стороны противоречия*12*, та сторона противоречия, которая обусловливает* его разрешение*.
Но выдвижение в качестве источника развития лишь ведущей стороны противоречия является недостаточным, ибо лишь единство и борьба противоположностей как двух тенденций, заключенных в противоречии, ведут к развитию.
С другой стороны, неправомерно рассматривать в качестве источника развития и разрешение противоречия, ибо разрешение есть уже одна из ступеней развития.
Справедливости ради отметим, что наряду с подобными взглядами существовала точка зрения о том, что «источник дает импульс, мотив развития, движущие же силы реализуют импульсы развития, заложенные в
источнике»45.
Современные исследователи далеко не всегда жалуют вниманием рассматриваемые проблемы.
Так, в многократно переиздаваемом курсе
лещин по философии Л.Л.
Радугина места этим категориям не нашлось".
В популярном учебнике В.В.
Миронова вся совокупность факторов исторического развития отражается понятием причины, а категория источник приводится лишь в связи с описанием гегелевской концепции исторического
развития6.
Аналогичный подход разделяется в широко распространенном : Асташов В.
Н.
Понятие движущих сил развития общества и его методологическое значение в социальном познании: Автореф.
дис....
канд.
филос.
наук.
Л.; Лениздат.
1981.
С.
11.

1 См.: Тиис Г.
К.
Трудовой коллектив как носитель единства источников и движущих сил развертывания научно-технической революции: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.

JL, 1981.
С.12.
j См.: Майстровский А.М.
Структура и развитие непроизводственной техники: Автореф.

дис....
канд.
филос.
наук.
Л., 1980.
С.
17.
*
Чугунов А.М.
Источники и движущие силы развития системы «человек
•военная техника» /7 Сб.
пауч.
статей ВПА им.
В.И.
Ленина.
1982.
М®21.
С.
152.
5См., напр.: Радугин А.А.
Философия: Курс лекций.
М.: Центр.
2000.
ьМиронов В.В.
Философия: Учебник.-М.: КноРус, 1998.
С.
175,189.
[стр. 281]

281 Так, в 60 70-е годы в советской философии утвердилось мнение, что «противоречие и движущие силы развития представляют одно и то же»1.
Однако такой подход не позволяет выявить различный характер и роль источников и движущих сил в процессе развития культуры правоохранительной деятельности: источники представляют лишь возможность развития, в реальный фактор они превращаются в результате действия движущих сил.
Вместе с тем существовали попытки все факторы детерминации общественного развития свести к понятию «движущие силы»2.
Утверждалось, например, что движущие силы — это факторы, которые «вызывают активную осознанную деятельность»; среди них главенствующее положение "'занимают социальные потребности и интересы.
Но тут же отмечалось: «Основным стержнем категории «движущие силы» выступают общественные противоречия (прежде всего на фазе их разрешения» Существуют разные подходы к соотношению понятий «противоречия», «источники» и «движущие силы развития».
В.
Н.
Асташов отмечал в свое время, что «понятие «социальное противоречие» отражает сущность самодвижения общества, а понятие «движущие силы» развития общества — способ существования противоречий, их самодвижение в обществе»4.
Распространенной является точка зрения, что источником развития являются не внутренние
противоречия, а их разрешение под влиянием ведущей стороны противоречия5, та сторона противоречия, ко1См.: Фурман А.
Е.
Исторический материализм: Курс лекций.
М.: Изд-во МГУ, 1970.-С.
154.
2 См.: Чинакова Л.И.
Движущие силы развития общества категория исторического материализма/ / Филос.
науки.
1977.
№2 .С.
150-152.
3 Очерки по историческому материализму.-М.: Наука, 1983.-С.
154.
4 Асташов В.
Н.
Понятие движущих сил развития общества и его методологическое значение в социальном познании: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.
Л.: Лениздат, 1981.
С.
11.

5 См.: Тиис Г.
К.
Трудовой коллектив как носитель единства источников и движущих сил развертывания научно-технической революции: Автореф.
дис.
...
канд.
филос.
наук.

Л., 1981.
С.12.


[стр.,282]

С падун эш ая с тр а н и ц а торая обусловливает его разрешение1.
Но выдвижение в качестве источника развития лишь ведущей стороны противоречия является недостаточным, ибо лишь единство и борьба противоположностей как двух тенденций, заключенных в противоречии, ведут к развитию.
С другой стороны, неправомерно рассматривать в качестве источника развития и разрешение противоречия, ибо разрешение есть уже одна из ступеней развития.
Справедливости ради отметим, что наряду с подобными взглядами существовала точка зрения о том, что «источник дает импульс, мотив развития, движущие же силы реализуют импульсы развития, заложенные в
источнике»2.
Современные исследователи далеко не всегда жалуют вниманием рассматриваемые проблемы.
Так, в многократно переиздаваемом курсе
лекций по философии A.A.
Радугина места этим категориям не нашлось3.
В популярном учебнике В.В.
Миронова вся совокупность факторов исторического развития отражается понятием причины, а категория источник приводится лишь в связи с описанием гегелевской концепции исторического
развития4.
Аналогичный подход разделяется в широко распространенном
учебном курсе В.А.
Канке3.
С.И.
Попов, поместив в название соответствующего параграфа понятие «движущие силы социальных изменений», тем не менее определения этого понятия не дает, ограничиваясь общим замечанием, что «объединяясь в социальные группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а при благоприятных услови282 1См.: Майстровский А.М.
Структура и развитие непроизводственной техники: Автореф.

дне.
...
канд.
филос.
наук.
Л., 1980.
С.
17.

2Чугунов А.М.
Источники и движущие силы развития системы «человек
военная техника» // Сб.
науч.
статей ВГ1А им.
В.И.
Ленина.
1982.
№21.
С.
152.
3См., напр.: Радугин A.A.
Философия: Курс лекций.
М.: Центр, 2000.
4Миронов В.В.
Философия: Учебник.
М.: КноРус, 1998.
С.
175,189.

5Канке В.А.
Философия: Учебник для вузов.
М.: Владос, 2000.

[Back]