ступать в качестве определяющих факторов развития этой культуры. Тем нс менее, нс будучи определяющими, такие противоречия играют существенную роль в процессе формирования и развития профессиональной культуры социальной работы. Поэтому, хотя понятие «саморазвитие» неприменимо к культуре социальной деятельности, оно может характеризовать процесс формирования ее отдельных элементов, к примеру, уровень развития сознания профессиональных носителей этой культуры. Таким образом, наиболее существенную роль для развития профессиональной культуры социальной работы играют внешние по отношению к этому процессу противоречия, а сам процесс ни в коей мере не может быть представлен как саморазвитие этого вида культуры. Такая особенность противоречий процесса формирования и развития культуры социальной деятельности должна постоянно учитываться в процессе социально-философского анализа. В самом общем виде систему противоречий, которыми определяется диалектика развития профессиональной культуры социальной работы, можно представить как многоуровневое образование. Первый уровень — противоречия, обусловленные взаимосвязью культуры социальной работы с уровнем социального порядка (частным проявлением которого выступает социальная стабильность), с внешними факторами социальной детерминации: политическими, экономическими, социальными и духовными. Они проявляются главным образом как противоречия цели, средств и условий ее достижения. При этом средства и условия могут быть • «меньше, ниже цели» (к примеру, законы существуют, а социальный механизм их действия не создан), и она оказывается недостижимой; • «больше, выше цели», и ее достижение с помощью таких средств становится нерациональным (например, социальные отношения уже сложились и действуют, а необходимая правовая база действий отсутствует); |
287 лятивов, и место правовых норм занимают криминальные «понятия», а место правоохранительных органов боевые организации «братков», которые и регулируют «по понятиям» жизнь криминальных и околокриминальных сообществ. Поэтому внутренние противоречия культуры правоохранительной деятельности как относительно самостоятельного процесса не могут выступать в качестве определяющих факторов развития этой культуры. Тем не менее, не будучи определяющими, такие противоречия играют существенную роль в процессе формирования и развития культуры правоохранительной деятельности. Поэтому, хотя понятие «саморазвитие» неприменимо к культуре правоохранительной деятельности, оно может характеризовать процесс формирования ее отдельных элементов, к примеру, уровень развития сознания носителей этой культуры. Таким образом, наиболее существенную роль для развития культуры правоохранительной деятельности играют внешние по отношению к этому процессу противоречия, а сам процесс ни в коей мере не может быть представлен как саморазвитие этого вида культуры. Такая особенность противоречий процесса формирования и развития культуры правоохранительной деятельности должна быть постоянно учитываема в процессе социологического анализа. В самом общем виде систему противоречий, которыми определяется диалектика развития культуры правоохранительной деятельности, можно представить как многоуровневое образование. Первый уровень — противоречия, обусловленные взаимосвязью культуры правоохранительной деятельности с уровнем социального порядка (частным проявлением которого выступает правопорядок, социальная стабильность), с внешними факторами социальной детерминации: политическими, экономическими, социальными. Они проявляются главным |