* связанная с ней потребность в максимальной адаптации всех участников этого процесса1. 5. Потребительский критерий выражает то, что в современном мире потребление благ все в большей степени опосредуется информационной деятельностью. Это явление получило название информатизации потребления. Примером является постоянный рост информационного значения одежды, с помощью которой человек создает свой имидж, передавая тем самым информационные сообщения другим людям. Если крестьянская рубаха, которая была одеждой большинства на протяжении столетий, передавала мало значений, то в современном обществе доступность дешевой и модной одежды позволяет человеку дать информацию окружающим о своей принадлежности к определенной социальной ipynne, культурных воззрениях, личных качествах и т. д. и тем самым открывает ему дополнительные возможности для межличностных взаимодсйствий. 6. Креативный критерий. Предполагается, что информационная экономика характеризуется доминированием высшей, творческой деятельности в общественной жизни (от англ, creative — творческий, созидательный). Совокупный объем творческой деятельности, выраженный в единицах времени, отражает степень зрелости информационной экономики. Креативный критерий получил свое теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера, который впервые в экономической науке рассмотрел творчество в качестве главного фактора экономического развития2. По Й. Шумпетеру, успех предпринимателя зависит в первую очередь от его способности создавать «новые комбинации», т. е. специфические информационные продукты, которые в силу своей уникальности обеспечивают прибыль ее создателю. По истечении 1КаспитьсМ. Информационная эпоха: экономика обшество культура // Мер. с англ. 1Uyi ред. О.И. Шкаратана. М, 2000. 2 Ш у м п е т е р И . Л . Т е о р и я э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я . М . : П р о г р е с с . 1982. 231 |
В сетевом обществе деловая активность проходит в реальном времени без пространственных ограничений, чего нельзя представить без развитых информационно-коммуникационных технологий. В гигантских транснациональных корпорациях бюрократия уступает место информационным работникам, которые оперируют іт в сетях, заключая сделки по всему миру, и которые больше связаны себе подобными, чем с той компанией, где они временно работают. Корпорация уступает полномочия организационным самопрограммирующимся и самоуправляющимся единицам, основой для которых служат принципы децентрализации, участия и координации. Глобализация конкуренции превращает большую корпорацию в паутину разнородных сетей. Кастельс не считает, что глобальные информационные сети означают упадок национальных государств, потому что, несмотря на тенденции глобализации, существует связанная с ней потребность в максимальной адаптации всех участников этого процесса. 5. Потребительский критерий предполагает, что в современном мире потребление благ все в большей степени опосредуется информационной деятельностью. Это явление получило название информатизации потребления. Примером является постоянный рост информационного значения одежды, с помощью которой человек создает свой имидж, передавая тем самым информационные сообщения другим людям. Если крестьянская рубаха, которая была одеждой большинства на протяжении столетий, передавала мало значений, то в современном обществе доступность дешевой и модной одежды позволяет человеку дать информацию окружающим о своей принадлежности к определенной социальной группе, культурных воззрениях, личных качествах и т. д. и тем самым открывает ему дополнительные возможности для межличностных взаимодействий. 6. Креативный критерий. Предполагается, что информационная экономика характеризуется доминированием высшей, творческой деятельности 18 в общественной жизни (от англ, сгеайѵе — творческий, созидательный). Совокупный объем творческой деятельности, выраженный в единицах времени, отражает степень зрелости информационной экономики. Креативный критерий получил свое теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Й. Шумпетера, который впервые в экономической науке рассмотрел творчество в качестве главного фактора экономического развития. По Шумпетеру, успех предпринимателя зависит в первую очередь от его способности создавать «новые комбинации», т. е. специфические информационные продукты, которые в силу своей уникальности обеспечивают прибыль ее создателю. По истечении некоторого времени новая идея заимствуется конкурентами, в результате чего прибыль ее автора резко сокращается и он встает перед необходимостью продолжения творчества. Таким образом, творчество становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности предпринимателя. Сравнительный анализ качеств индустриальной (традиционной) экономики и приходящей ей на смену информационной экономики позволяет выявить основные контуры последнего. 1. Продукт. Доминирующим видом продукта в индустриальном обществе является материальный объект, а в информационном обществе — информационный объект, лишенный материальной формы. В период становления информационного общества важную роль в экономике играют смешанные материально-информационные продукты: дискеты, видеокассеты и пр. В индустриальном обществе преобладает материальное производство, а в информационном обществе — информационное. 2. Труд. Доминирующим видом труда в индустриальном обществе является простой (физический, ручной, рутинный, неквалифицированный) труд, который признается производительным трудом. При этом творческий труд считается непроизводительным. В информационном обществе, 19 |