некоторого времени новая идея заимствуется конкурентами, в результате чего прибыль ее автора резко сокращается, и он встает перед необходимостью продолжения творчества. Таким образом, творчество становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности предпринимателя. В экономической литературе высказывается предположение, что экономика знаний вступает в противоречие с рядом фундаментальных экономических законов эпохи индустриального развития. Если в условиях индустриального общества действует закон убывающей доходности, то в информационной сфере деятельности знания не испытывают перенасыщения. Скорее наоборот, действует «закон возрастающей доходности». Вложения в знания позволяют получать разные блага, отличающиеся высокой стоимостью при единичном производстве, но относительно низкой при тиражировании. Производитель, осуществив единовременные высокие затраты на производство этих благ, в долгосрочном периоде от их массового производства начинает получать возрастающий доход. Особенности экономики знаний позволяют выдвинуть гипотезу о существовании особых законов, которые действуют только в рамках данной экономики. Интенсивное и широкое использование информации интеллектуализирует окружающую среду превращает ее в инфосферу. Информатизация охватывает практически все сферы жизни общества и вызывает в них глубокие качественные изменения. Формируется новая среда и новая инфраструктура общественной жизни. Научно-техническая революция вступает в свою наиболее зрелую стадию развития, начинает развертываться информационно коммуникативная революция.' Все эти процессы характеризуют переход общества в качественно повое состояние. Возникает информационное общество, основой которого является производство научных знаний и информация. ' Д ю п ш С Л О т е о р и и и н ф о р м а ц и о н н о й э к о н о м и к и . О б щ е с т в о и э к о н о м и к а . 19 9 5 -ХЬЗ. С . З О . 232 |
в общественной жизни (от англ, сгеайѵе — творческий, созидательный). Совокупный объем творческой деятельности, выраженный в единицах времени, отражает степень зрелости информационной экономики. Креативный критерий получил свое теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Й. Шумпетера, который впервые в экономической науке рассмотрел творчество в качестве главного фактора экономического развития. По Шумпетеру, успех предпринимателя зависит в первую очередь от его способности создавать «новые комбинации», т. е. специфические информационные продукты, которые в силу своей уникальности обеспечивают прибыль ее создателю. По истечении некоторого времени новая идея заимствуется конкурентами, в результате чего прибыль ее автора резко сокращается и он встает перед необходимостью продолжения творчества. Таким образом, творчество становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности предпринимателя. Сравнительный анализ качеств индустриальной (традиционной) экономики и приходящей ей на смену информационной экономики позволяет выявить основные контуры последнего. 1. Продукт. Доминирующим видом продукта в индустриальном обществе является материальный объект, а в информационном обществе — информационный объект, лишенный материальной формы. В период становления информационного общества важную роль в экономике играют смешанные материально-информационные продукты: дискеты, видеокассеты и пр. В индустриальном обществе преобладает материальное производство, а в информационном обществе — информационное. 2. Труд. Доминирующим видом труда в индустриальном обществе является простой (физический, ручной, рутинный, неквалифицированный) труд, который признается производительным трудом. При этом творческий труд считается непроизводительным. В информационном обществе, 19 |