Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 106]

В 1986, 1990 и 1993 гг.
вносятся изменения в Патентный закон ФРГ 1981 г., а в 1999 г.
в Патентный закон Японии 1959г.
Что касается патентного законодательства государств участников СНГ, то процесс его становления отражает общий уровень развития законодательства этих стран.
С момента распада СССР часть независимых государств пошла по пути принятия временных нормативных актов (Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина).
В дальнейшем по мере накопления опыта правовой защиты объектов промышленной собственности некоторые из них ввели в действие нормативные акты, носящие постоянный характер (Молдавия, Узбекистан, Украина).
В ряде других государств участников СНГ постоянно действующие нормативные акты в сфере правовой охраны результатов технического творчества были приняты без временных вариантов (Беларусь, Армения, Грузия, Казахстан, Туркмения).
Проводя исторический генез понятия «система правовой защиты интеллектуальной собственности», следует отметить, что идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» ранее была воплощена в законах некоторых штатов США, так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 года указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда».
Аналогичные конструкции были
закреплены также в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и ряда других стран.
Происхождение собирательного термина «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым.
Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро,
106
[стр. 9]

Спор этот возник не сегодня, а уходит своими корнями еще к концу XIX века.
Уже тогда понятие интеллектуальной собственности и его составляющие — литературная (художественная) и промышленная собственность, которые широко использовались в законодательстве многих стран мира и в важнейших международных конвенциях, подвергались резкой критике со стороны ряда известных ученых.
Однако прежде чем обратиться к анализу доводов, обычно приводимых сторонниками и противниками рассматриваемого понятия и, надо сказать, мало изменившихся за прошедшее столетие, целесообразно хотя бы вкратце осветить генезис понятия «интеллектуальная собственность».
Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым.
Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философовпросветителей (Вольтер, Дидро,
Гольбах, Гельвеции, Руссо).
В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, будь то литературное произведение или изобретение, является его неотъемлемым, природным правом, возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью.
Возникающее у творца право на достигнутый результат сродни праву собственности, которое проявляется у лица, трудом которого создана материальная вещь.
Как и право собственности, право на результат творческой деятельности обеспечивает его обладателю исключительную возможность распоряжаться этим результатом по своему усмотрению, с устранением всех третьих лиц от вмешательства в исключительную сферу правообладателя.
Указанные теоретические воззрения на природу авторского и патентного прав были последовательно воплощены в законах революционной Франции.
Так, во вводной части французского Патентного закона от 7 января 1791 г.
говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца» .
Логическим следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности.
Справедливости ради нужно, однако, отметить, что еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах некоторых штатов США.
Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г.
указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда»2 .
Аналогичные конструкции были
См.: Пиленко А.
Право изобретателя.
СПб., 1902.
Т.
1.
С 84.
IАзбука авторского права.
М.: ЮНЕСКО, 1982 С.
22.

[Back]