Проверяемый текст
Цветков, Игорь Валерьевич. Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности (Диссертация 2004)
[стр. 142]

участию в деле с момента объявления протокола задержания или постановления о заключении под стражу.
По делам, по которым дознание (предварительное следствие) не производилось, защитник допускается к участию в деле с момента принятия дела судом к своему производству.
Многочисленность материально-принудительных мер, предусмотренных гражданским законодательством России и применяемых при
системе правовой защиты интеллектуальной собственности, а также их неоднородность по своей природе, делает необходимым их классификацию.
Наиболее распространенным и достаточно глубоко обоснованным в российской
юриспруденции является деление способов защиты на меры защиты и меры ответственности, которые отличаются по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам.
Исследуя данную тему, автор пришел к выводу, что она является самостоятельной и перспективной в юридическом плане, что общим для мер защиты и мер ответственности, как указывается в литературе, является то, что они по своей природе суть санкции, меры государственного принуждения, и реализуются соответственно в рамках охранительных правоотношений; и те, и другие носят правовосстановительный характер и обеспечивают соблюдение гражданских прав, а также применяются при наличии противоправности поведения нарушителя.
И меры ответственности, и меры защиты направлены по своему воздействию на правонарушителя, обеспечивают защиту прав потерпевшего лица, могут быть реализованы в добровольном порядке, должны быть предусмотрены законом и носят
ретроспективный характер; для реализации системы правовой защиты нарушенного права могут быть использованы одновременно несколько мер защиты и (или) мер ответственности.
По отношению к мерам ответственности и мерам защиты, в
целом также составляющих систему правовой защиты, в юридической литературе по 142
[стр. 97]

общей части ГК РФ несколько выправляет ситуацию с правовым регулированием защиты прав интеллектуальной собственности.
Более того, на наш взгляд, в случае, если законодатель все-таки предпримет попытку систематизации законодательства об интеллектуальной собственности, нормы о защите исключительных прав должны быть помещены именно в гражданский кодекс.
Многочисленность материально-принудительных мер, предусмотренных гражданским законодательством России и применяемых при
защите интеллектуальной собственности, а также их неоднородность по своей природе, делает необходимым их классификацию.1 Наиболее распространенным и достаточно глубоко обоснованным в российской цивилистике является деление способов защиты на меры защиты и меры ответственности, которые отличаются по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам.
•1 Не углубляясь в данную тему, являющуюся самостоятельной и, несомненно, достойной отдельного исследования, укажем лишь, что общим для мер защиты и мер ответственности, как указывается в литературе, является то, что они по своей природе суть санкции, меры государственного принуждения, и реализуются соответственно в рамках охранительных t правоотношений; и те, и другие носят правовосстановительный характер и обеспечивают соблюдение гражданских прав, а также применяются при наличии противоправности поведения нарушителя.
И меры ответственности, и меры защиты направлены по своему воздействию на правонарушителя, обеспечивают защиту прав потерпевшего лица, могут быть реализованы в добровольном порядке, должны быть предусмотрены законом и носят
См.: Красавчиков О.А.
Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве // Сборник учёных трудов.: Вып.
№ 39.
Свердловск, 1975.
С.
11-12; Малеина М.Н.
Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита.
М.: М3 Пресс, 2000.
С.
40 и др.
97 V

[стр.,98]

ретроспективный характер; для защиты нарушенного гражданского права могут быть использованы одновременно несколько мер защиты и (или) мер ответственности .
По отношению к мерам ответственности и мерам защиты в
литературе по общей теории права также используются термины "правовосстановительные санкции" и "штрафные санкции" .
Однако различия между мерами защиты и мерами ответственности не менее существенны.
Универсальным критерием для разграничения мер защиты и мер ответственности является, как указывает Д.Н.
Кархалев , наличие при гражданско-правовой ответственности внеэквивалентных имущественных лишений.
Используя этот критерий, предлагается разграничивать меры защиты и меры ответственности по способам.
Способами защиты (в узком смысле) являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения; пресечение действий, нарушающих право (или создающих угрозу его нарушения) и признание права (или факта), а способами ответственности t неэквивалентное лишение имущества и лишение субъективною права.
Все меры защиты и меры ответственности включаются в один из указанных способов.
Меры ответственности могут быть заменены другими мерами из этой группы, что для мер защиты не характерно.
Нарушенное право защищается конкретной мерой защиты.
Особенностью мер защиты является то, что они применяются в ситуации, когда субъективное право существует, но оно нарушено.
Меры защиты не применяются, если субъективное' право прекратило 4 существование.
Меры ответственности используются как для восстановления См.: Кархалев Д.Н.
Соотношение мер защиты и мер ответственности в гражданском праве России: Автореф.
Дисс....
к.ю.н.
Екатеринбург, 2003.
С 20-22.
Алексеев С.С.
Указ.
соч.
С.
272 3Кархалев Д.Н.
Указ.
соч.
С 21.
98

[стр.,142]

(специальном) порядке.
Что касается способов защиты прав интеллектуальной собственности, то под ними мы понимаем закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится I восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и интересов правообладателей и имущественное воздействие на правонарушителя.
В действующих в настоящее время в России нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, имеются отдельные указания на те или иные способы защиты исключительных прав, однако они, по сути, не выходят за рамки простого воспроизведения норм общей части гражданского кодекса.
Именно данное обстоятельство, в совокупности с общим низким юридико-техническим уровнем соответствующих разделов, глав, статей законодательных источников права интелектуальной собственности, стало причиной того, что при исследовании нами отдельных гражданско-правовых способов защиты исключительных прав мы руководствовались теоретическими конструкциями, закрепленными в Гражданском кодексе РФ.
Вследствие многочисленности материально-принудительных мер, предусмотренных гражданским законодательством России, и применяемых при защите интеллектуальной собственности, а также их неоднородности по своей природе, методологически правильным, на наш взгляд, явилась классификация их на различные виды в зависимости от тех или иных критериев.
Одним из наиболее распространенных и обоснованных в российской цивилистике является деление способов защиты на меры защиты и меры4 ответственности, которые отличаются по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам.
Специфика мер защиты и мер ответственности проявляет себя на всем протяжении процесса реализации 142

[Back]