Проверяемый текст
Цветков, Игорь Валерьевич. Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности (Диссертация 2004)
[стр. 35]

известном юридическом отношении к другому, на каждом из коих лежат взаимные права и обязанности»1.
Правообладатель предъявляет претензии не только к лицу, незаконно изготовившему и выпустившему в обращение тираж книг, альбомов, компакт-дисков (содержащих изобретения изделий), но и к любому распространителю тиража, его части или хотя бы одного экземпляра произведения.
«Организационно-деятельный уровень системы правовой защиты охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.» Правовая защита и регулирование правоотношений по принципиально различающимся результатам интеллектуальной деятельности обеспечивается разными нормами гражданского, административного и уголовного законодательства.
Построение и организация правовой защиты на данном уровне формируется предметно, согласно объекту защиты, который может выражаться как форма художественного представления объекта (для произведений литературы и искусства), как его содержание (для объектов науки и техники) или как механизм реализации (правомерное или не правомерное поведение в отношении объекта интеллектуальной собственности).
Существует несколько форм, в которых реализуется обеспечение прав интеллектуальной собственности (равно как и других субъективных гражданских прав): превенция, защита, ответственность, охрана .
Причем, меры превенции (превентивные меры), меры защиты и меры ответственности могут применяться
как самостоятельные не зависящие друг от друга процессы, так и в совокупности.
Охрана же в данной системе категорий это
1Калмыков П.Д.
Указ соч.
С.72.
2 Корельский В.М., Перевалов В.Д.
Теория государства и права.
М.: Издательство НОРМА, 2006.
С.485.
3 См.: Кархалев Д.Н.
Указ.
соч.
С.
3-5.
35
[стр. 71]

собственности, существования и развития правоотношений в сфере интеллектуальной собственности в нормальном, ненарушенном состоянии все это, по-нашему мнению, можно и должно включать в категорию "обеспечение прав интеллектуальной собственности".
Таким образом, "обеспечение" принимается нами в качестве ключевой категории, имеющую наиболее общий характер.
В данном смысле "обеспечение прав интеллектуальной собственности" довольно близко по своему значению к длительное время используемому термину "гарантированность" прав.
Существует несколько форм, в которых реализуется обеспечение прав интеллектуальной собственности (равно как и других субъективных гражданских прав): превенция, защита, ответственность, охрана .
Причем, меры превенции (превентивные меры), меры защиты и меры ответственности могут применяться
раздельно или в сочетании.
Охрана же в данной системе категорий это
понятие, с которым стыкуются меры защиты и меры ответственности, выступая двумя ее аспектами, больше отражающими либо правовое положение правообладателя (защита) либо нарушителя (ответственность).
Последнее положение можно проиллюстрировать словами H.JI.
Клык, пишущей, что нормы, посвященные защите, "...
обращены к интересам лиц, права которых нарушены и подлежат восстановлению независимо от характера поведения правонарушителя.
Цель предусмотренных ими мер защитить нарушенное право.
Нормы, посвященные ответственности, обращены в целом уже к правонарушителю он обязывается к несению таких дополнительных обязанностей, которые должны стимулировать его к надлежащему поведению в последующих однотипных отношениях.
Конечно,г при этом защищается нарушенное право, но, как правило, не в полном объеме, а исходя, в первую очередь, из характера виновного поведения нарушителя".
Понимание защиты как одного из аспектов обеспечения субъективных 1См.: Кархалев Д.Н.
Указ.
соч.
С.
3-5.
2Клык H.JI.
Указ.
соч.
С.
101.
71

[стр.,76]

ценностям,закрепленным на конституционном уровне.
Одним из существенных признаков прав интеллектуальной собственности является их исключительность.
Разногласия в понимании этого свойства прав интелектуальной собственности уже были освещены выше, однако нельзя не попытаться выяснить, какое влияние на их гражданско-правовую защиту оказывает такая их характеристика.
На наш взгляд, исключительность прав интеллектуальной собственности имеет своим прямым следствием нахождение правообладателя в абсолютных правоотношениях с неограниченным кругом лиц, каждое из которых обязано воздерживаться от нарушения правомочий правообладателя.
А, значит, в роли нарушителя прав интеллектуальной собственности может выступать любое лицо, безотносительно того, находится оно с правообладателем в договорных отношениях или нет.
Как писал в 1851 году проф.
П.Д.
Калмыков: "Писатель с одной стороны, а с другой публика, представляются нам двумя лицами, отдельным и собирательным, из коих каждое находится в известном юридическом отношении к другому, на каждом из коих лежат взаимные права и обязанности" .
Данная особенность гражданско-правовой защиты интеллектуальной собственности нашла, в какой-то степени, свое отражение в положениях авторско-правового законодательства, позволяющих правообладателю предъявлять претензии не только к лицу, незаконно изготовившему и выпустившему в обращение тираж книг, альбомов, компакт-дисков (содержащих изобретения изделий), но и к любому распространителю тиража, его части или хотя бы одного экземпляра произведения .
Так, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо 1Калмыков П.Д.
Указ соч.
С.72.
2См.: Борохович Л., Монастырская А., Трохова М.
Ваша интеллектуальная собственность.
СПб: Питер, 2001.
С.
50.
76

[Back]