Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 48]

интеллектуальная собственность имеет дело с нематериальными объектами (произведениями, изобретениями, идеями, товарными знаками), тогда как обычная собственность напротив, с объектами материальными.
В первом случае предметом купли-продажи могут быть только права на творческий результат, во втором и права, и сами объекты умственного труда.
Впрочем, такое различие в науке делалось не всегда.
Само по себе выражение «интеллектуальная собственность» это, конечно, дань традиции.
Но в то же время и напоминание о том, что еще совсем недавно, каких-нибудь 150 лет назад, во всем мире авторское право официально считалось особым видом права собственности, а литературные и художественные произведения (как «имущество благоприобретенное») приравнивались к домам, каретам, крепостным рабам.
С конца XVIII в.
под влиянием французской доктрины институт авторского права системы правовой защиты интеллектуальной собственности, сформированной в годы Революции, в законодательствах и теоретической литературе закрепил выражение «литературная и художественная собственность».
Лишь с середины XIX столетия континентальная Европа постепенно стала отказываться от прежнего толкования авторского права, и в результате пришла к нынешнему пониманию этого правового института, ее примеру последовало большинство стран мира, в том числе и Россия.
Данную позицию отвергли страны англосаксонской правовой семьи, хотя элементное выражение «литературная и художественная собственность» как остаточный эфир и сейчас в ходу в той же Франции.
В России история становления и развития института авторского права отличается исключительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США.
Только во второй четверти XIX века в России были приняты первые законы, регулирующие авторские отношения, что объясняется особенностями общественнополитического устройства России и своеобразием ее исторического развития.
48
[стр. 33]

ГЛАВА 2.
СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ § 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1.
История развития авторского права Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США.
Первые законы, регулирующие авторские отношения,
были приняты в России лишь во второй четверти XIX в.
Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития.
В силу исторических причин книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII в.
считалось государственной монополией.
Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано только в 1771 г.
одновременно с введением цензуры на иностранную литературу.
Некоему иностранцу Гартунгу была выдана привилегия на печатание книг в Петербурге, однако лишь на иностранных языках.
Что касается книг на русском языке, то в Указе 1771 г.
специально подчеркивалось: «На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было» .
Общее законодательное разрешение на устройство частных, или, как их тогда именовали, «вольных», типографий во всех городах империи было дано лишь Указом от 15 января 1783 г., который, однако, как слишком либеральный в 1796 г.
был отменен.
Правда, уже в 1801 г.
новый император Александр I вновь разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины XIX в.
Совершенно очевидно, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для появления авторского права.
На первых порах отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования.
Российскому законодательству было почти совершенно незнакомо распространенное на Западе представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения.
Если привилегии на издание произведений в России и выдавались, то, как правило, не авторам, а издателям, в роли которых чаще всего выступали казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного харак1 С.
17.
Краткие исторические сведении о петербургских типографиях с 1771 г.
СПб., 1895.

[Back]