Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 49]

Например, книгоиздательское дело в России считалось государственной монополией вплоть до конца XVIII века, так только в 1771 г.
было выдано первое разрешение на открытие свободной частной типографии и то а иностранному гражданину Гартунгу, на основании которого он наделялся привилегией на печатание книг в Петербурге, однако лишь на иностранных языках.
Что касается книг на русском языке, то в Указе 1771 г.
специально подчеркивалось: «На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было» .

15 января 1783 года Указом было дано разрешение на устройство частных или «вольных» типографий во всех городах империи, однако, подобное нормативное закрепление признали слишком либеральным и в 1796 году Указ был отменен.
В 1801 г.
новый император Александр I вновь
нормативно утверждает открытие частных типографий, но с учетом доминирующего положения государства в сфере издательского дела до середины XIX века, мотивируя право на монополию в издательском деле, закрепленное за государством, что сдерживало развитие конкуренции.
Следует отметить, что отношения авторов и издателей нормативно не регулировались, ведь России было почти совершенно незнакомо распространенное на Западе представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения.
Если привилегии на издание произведений в России и выдавались, то, как правило, не авторам, а издателям, в роли которых чаще всего выступали казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного
характера, да и вознаграждение получали авторы в виде наград и подарков.
В 1816 году Цензурное законодательство России стало обременением института авторского права как способа претворения правовой защиты интеллектуальной собственности.
Изначально, никто не интересовался наличием у издателя права на получении разрешения на печатание книг, но в связи с ростом мошенничества со стороны отдельных издателей 49 1См.: Сборник Российской империи: Указ 1771 г.
[стр. 33]

ГЛАВА 2.
СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ § 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1.
История развития авторского права Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США.
Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в.
Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития.
В силу исторических причин книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII в.
считалось государственной монополией.
Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано только в 1771 г.
одновременно с введением цензуры на иностранную литературу.
Некоему иностранцу Гартунгу была выдана привилегия на печатание книг в Петербурге, однако лишь на иностранных языках.
Что касается книг на русском языке, то в Указе 1771 г.
специально подчеркивалось: «На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было» .

Общее законодательное разрешение на устройство частных, или, как их тогда именовали, «вольных», типографий во всех городах империи было дано лишь Указом от 15 января 1783 г., который, однако, как слишком либеральный в 1796 г.
был отменен.
Правда, уже в 1801 г.
новый император Александр I вновь
разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины XIX в.
Совершенно очевидно, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для появления авторского права.
На первых порах отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования.
Российскому законодательству было почти совершенно незнакомо распространенное на Западе представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения.
Если привилегии на издание произведений в России и выдавались, то, как правило, не авторам, а издателям, в роли которых чаще всего выступали казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного
харак1 С.
17.
Краткие исторические сведении о петербургских типографиях с 1771 г.
СПб., 1895.

[Back]