Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 58]

обнищавшую грамотность в стране, издать первоначально не дорогие собрания русских классиков.
Декрет декларировал право объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию, но с переходом произведений «из области частной собственности в область общественную».
Так, переход права собственности в область общественную был реализован в отношении 23 произведений русских писателей, уже умерших к этому времени.
26 ноября 1918 г.
созданный нормативный акт Декрет Совета народных ir комиссаров (СНК) «О признании научных, литературных, музыкальных и 58 художественных произведении государственным достоянием» устанавливал, что достоянием РСФСР признаются любые произведения: опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д.
Исходя из нововведений Декрета за использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам.
Права наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавались, что согласовывалось с Декретом СНК от 28 апреля 1918 г.
«Об отмене наследования»,
но наследникам устанавливалась гарантия в виде содержания в размере прожиточного минимума, хотя ни круг наследников, ни срок действия наследственных прав не оговаривались.
Так, на основании нормативного содержания перехода прав на авторские объекты Наркомпрос РСФСР обозначил статус «достояние государства» у 47 произведений 47 писателей и 17 произведений композиторов.
За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.
Из числа актов, принятых в тот же период, следует отметить также Декрет СНК от 10 октября 1919 г.
«О прекращении силы договоров на
приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства», который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств, причем на ограниченный издательским
[стр. 36]

36 Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.
не внесла каких-либо существенных изменений в авторское законодательство царской России, поскольку начатые Временным правительством масштабные законопроектные работы были прерваны в октябре 1917г.
Сразу же после Октябрьской революции прежнее гражданское законодательство России, включая и Закон об авторском праве 1911 г., было отменено.
Первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г.
«О государственном издательстве» .
В соответствии с данным актом Народной комиссии по просвещению было предложено немедленно приступить к широкой издательской деятельности и, учитывая книжный голод в стране, выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков.
Декрет предоставил комиссии право объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию.
При этом объяснялось, что эти произведения переходят таким образом «из области частной собственности в область общественную».
На практике указанные действия были осуществлены в отношении произведений 23 русских писателей, уже умерших к этому времени.
Та же линия была продолжена Декретом Совета народных комиссаров (СНК) от 26 ноября 1918 г.
«О признании научных, литературных, музыкальных и
художественных произведений государственным достоянием»2 .
Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР уже любые произведения — опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д.
За использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам.
Права наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавались, что согласовывалось с Декретом СНК от 28 апреля 1918 г.
«Об отмене наследования»3 .

Правда, наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума, хотя ни круг наследников, ни срок действия наследственных прав не оговаривались.
Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Наркомпрос РСФСР объявил достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов.
За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.
Из числа актов, принятых в тот же период, следует отметить также Декрет СНК от 10 октября 1919 г.
«О прекращении силы договоров на
1 СУ РСФСР.
1918.
№ 14.
Ст.
201.
2 СУ РСФСР.
1918.
№ 86.
Ст.
900.
3 СУ РСФСР.
1918.
№ 34.
Ст.
456.


[стр.,37]

37 приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства»1 , который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств.
Было установлено, что впредь издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения, причем на ограниченный издательским договором срок.
Таким образом, авторское право периода «военного коммунизма» характеризовалось коренной ломкой прежнего авторского права и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами.
Следующий этап развития российского авторского права в советский период связан с действием Основ авторского права 1925 и 1928 гг.
, а также принятого в их развитие Закона РСФСР «Об авторском праве» от 8 октября 1928 г.
.
Указанные акты хотя и предусматривали возможность принудительного выкупа авторского права на всякое произведение по решению Правительства СССР или союзной республики, однако рассматривали это как исключительную меру, которая на практике почти не применялась.
За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г.
имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 г.
стало в отношении большинства произведений пожизненным правом автора.
Предусматривался и переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора.
Использование произведений допускалось не иначе как на основе договоров с авторами, условия которых достаточно детально регулировались законом.
Вместе с тем Основы авторского права содержали весьма обширный перечень случаев свободного использования произведений.
Так, не считались нарушениями авторского права перевод произведения на другой язык; использование чужого произведения для создания нового произведения, существенно от него отличающегося; публичное исполнение чужих опубликованных произведений с выплатой автору гонорара и др.
Таким образом, Основы авторского права и Закон РСФСР «Об авторском праве» вполне отвечали духу своего времени.
Конечно, круг предоставляемых советским авторам прав не шел ни в какое сравнение с правами, которые гарантировались авторам государствами — участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
Однако по сравнению с периодом «военного коммунизма» данный этап следует рассматривать как период посте1 СЗ РСФСР.
1919.
№ 51.
Ст.
492.
\ СЗ РСФСР.
1925.
№ 7.
Ст.
67; 1928.
№ 27.
Ст.
246.
СЗ РСФСР.
1918.
№ 132.
Ст.
861.

[Back]