Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 77]

Аналогичная судьба постигла и Закон СССР «О промышленных образцах» от 10 июля 1991 г., который должен быть введен в действие с 1 января 1992 г.
* Институт средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) в России, являясь институтом системы правовой защиты интеллектуальной собственности, возник еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений.
Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси.
Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIX в.

Неудобства, связанные с перечислением всех участников, являющихся совместными производителями творческого результата, породили необходимости обобщения членства под одним именем организации, что позволило выходить на рынок посредством краткого обозначения этого единого субъекта, с отличиями от других участников, т.е.
под именем организации.
Но в связи с развитием рыночных отношений появились и близнецы имен организации уже имеющих свое место.
Борьба против совпадения однородных наименований организаций была обусловлена добросовестной конкуренцией и правовой защитой имени фирмы.
Исторически отмечено, что какие-либо правила о фирме в русском дореволюционном законодательстве отсутствовали.
Однако понятие фирмы как особого наименования торгового предприятия встречалось в целом ряде нормативных актов:
в примечании к ст.
60 Устава торгового говорилось о купцах, «производящих торговлю купеческими домами под фирмою»; статьи 220-221 Устава гражданского судопроизводства указывали, что иски к компаниям, обществам и товариществам предъявляются по месту нахождения их правления или фирмы; статья 2148 Законов гражданских (т.
X, ч.
1 Свода законов Российской Империи) определяла, что каждая акционерная компания должна быть «учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства ее предприятия заимствованным».

77
[стр. 47]

47 предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об инвестициях и инвестиционной политике» .
Таким образом, в области охраны промышленной собственности создалась кризисная ситуация, для выхода из которой полномочные представители независимых государств с осени 1991 г.
начали работу по созданию межгосударственной патентной системы.
В октябре 1991 г.
ими был подписан совместный протокол о намерении заключить между собой Конвенцию об охране промышленной собственности.
Учитывая, однако, что для подготовки такой Конвенции необходимо время, было принято решение заключить Временное соглашение об охране промышленной собственности.
На встрече в Минске, которая проходила 25—27 декабря 1991 г., был подготовлен и подписан полный комплект документов Соглашения для одобрения его правительствами независимых государств .
К сожалению, из-за возникших разногласий и деструктивной позиции, занятой отдельными независимыми государствами, данное Соглашение так и не получило одобрения правительств и не вступило в силу.
Независимые государства пошли по пути создания своего национального патентного законодательства.
В Российской Федерации Патентный закон был принят 23 сентября 1992 г.
В отличие от Закона СССР «Об изобретениях в СССР» он регулирует отношения, связанные не только с изобретениями, но и с промышленными образцами и полезными моделями.
В развитие Закона Правительством РФ и Патентным ведомством РФ принят целый ряд подзаконных актов, которые наряду с некоторыми другими законодательными и подзаконными актами, судебной практикой и международными договорами образуют систему источников патентного права.
3.
История развития законодательства о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений.
Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси.
Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIX в.

Фирма как особое наименование участника оборота сложилась на почве деятельности торговых товариСм.: Рассохин В.
П., Белов В.
В., Пекин Е.
И., Цимбалов М М.
Первый шаг к единой патентной системе содружества // Вопросы изобретательства 1992.
№ 1—2 С.
2.
2 Текст Временного соглашения опубликован в журнале «Вопросы изобретательства».
1992 № 1-2.
С.
6-10.


[стр.,48]

48 ществ.
Неудобство, связанное с перечислением фамилий всех участников товарищества, с одной стороны, и постепенное обособление товарищеского предприятия в особого субъекта прав, с другой, привели к необходимости выбора особого имени для краткого обозначения этого единого субъекта, отличного от других отдельных участников.
В дальнейшем, с расширением товарного рынка, рост радиуса операций предприятий всех видов привел к необходимости бороться против совпадения однородных наименований не только в товариществах, но и в единоличных предприятиях для того, чтобы оборот и на большом расстоянии мог всегда знать, с каким предприятием он имеет дело.
Таким образом, проблема прав на фирму к началу XIX в.
встала как проблема соответствующего обозначения владельцев предприятий всех типов1 .
Общие правила о фирме в русском дореволюционном законодательстве отсутствовали.
Однако понятие фирмы как особого наименования торгового предприятия встречалось в целом ряде нормативных актов.

Так, в примечании к ст.
60 Устава торгового говорилось о купцах, «производящих торговлю купеческими домами под фирмою».
Статьи 220—221 Устава гражданского судопроизводства указывали, что иски к компаниям, обществам и товариществам предъявляются по месту нахождения их правления или фирмы.
Статья 2148 Законов гражданских (т.
X, ч.
1 Свода законов Российской Империи) определяла, что каждая акционерная компания должна быть «учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства ее предприятия заимствованным».

Право на фирму возникало одновременно с созданием торгового или промышленного предприятия, носило исключительный характер и могло передаваться в порядке наследования или по договору вместе с передачей прав на само предприятие.
Аналогичное положение сохранилось и после 1917 г.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
содержал лишь упоминание о фирме товариществ, акционерных обществ и государственных предприятий.
Требования к содержанию фирменного наименования различных типов предприятий раскрывались в отдельных подзаконных актах.
Так, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 г.
«О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)»2 устанавливал, что в уставе треста должно быть точно обозначено наименование (фирма) треста с обязательным указанием его государственной принадлежности и подведомственности.
В некоторых специальных актах признавалось право на фирму не только юридического, но и физического лица.
Статья 199 Уголовного Шретер В Советское хозяйственное право.
М—Л , 1928.
С.
195.
Законодательство о трестах, синдикатах и органах регулирования промышленности / Под ред.
А.
М.
Гинзбурга-Наумова.
2-е изд.
М., 1924 С.
160.

[Back]