Проверяемый текст
Мялкина, Анна Франковна. Формирование и развитие условий организационно-управленческого труда в новой экономике (Диссертация 2005)
[стр. 55]

когнитариат79, по определению О.
Тоффлера, — интеллектуальная элита общества.
Но и остальные две области характеризуются высокой интеллектуальной насыщенностью в силу принципиальной новизны такого производства, его рискованности и возможной непредсказуемости результатов.

С одной стороны, предположение о том, что деятельность человека может принять какие-либо формы, кроме труда, не менее сложно для восприятия, чем идея, что хозяйственная жизнь в будущем
утратит экономический характер80.
Однако говорить о том, что труд может вообще исчезнуть вряд ли обосновано, в том случае, если он трактуется как любой вид осознанной активности, не обязательно физической.
В информационной экономике труд больше ассоциируется с таким понятием как «творчество».
Данный подход противопоставления труда (labour) и явления, называемого «творчеством» (creativity), в рамках общего понятия «work» имеет вполне подготовленную почву и может стать адекватной для переосмысления представлений о перспективах развития человеческой деятельности81.

Творчество, приходящее на смену труду, сохраняет черты осознанной деятельности.
Однако при этом творчество направлено не столько на модификацию природных компонентов, сколько на изменение самого человека; такое изменение в данном случае может представлять собой его
совершенствование и как субъекта производства, и как субъекта досуга.
Результатом является такая форма деятельности, в которой производство и досуг неразделимы ни во времени, ни в пространстве, однако ход развития обоих процессов в значительной мере зависит от того, насколько они способствуют внутреннему совершенствованию самого индивида82.

79 Тоффлер О.
Третья волна — М.: Издатетьство ACT, 1999.
80 Иноземцев B.JI.
За десять лет.
К концепции постэкономического общества.
-М.: «Academia», 1998.
81 Иноземцев В.
За пределами экономического общества.
-М.: Academia, 1998.
82 Иноземцев В.Л.
За десять лет.
К концепции постэкономического общества.
-М.: «Academia», 1998.
55
[стр. 40]

Отличительные особенности интеллектуального производства заключаются в следующем: • оно в высокой степени индивидуализировано; • его результат несет в себе отпечаток личности его создателя (в отличие от материального продукта); • оно не поддается обычной регламентации.
Являясь важнейшей сферой новой экономики, интеллектуальное производство содержит в себе три относительно самостоятельные области [214]: 1) процесс создания новой информации, прежде всего научнотехнической, в форме индивидуализированной деятельности; 2) воплощение новой информации в определенных единичных товарах и услугах; 3) процесс тиражирования первоначально уникальных товаров и услуг, в которых воплощена новая информация.
Наиболее интеллектуалоемкой областью является первая, где существует самая высокая свобода творчества и где сосредоточен когнитариат [215], по определению О.
Тоффлера, интеллектуальная элита общества.
Но и остальные две области характеризуются высокой интеллектуальной насыщенностью в силу принципиальной новизны такого производства, его рискованности и возможной непредсказуемости результатов.

В научной литературе, посвященной проблемам постиндустриальной экономики, чаще пишут о высокотехнологичном производстве (в англоязычных источниках это так называемые отрасли high-tech), нежели интеллектуальном.
В некоторой степени это тождественные понятия, однако в строгом смысле интеллектуальное производство есть более емкое понятие по сравнению с высокотехнологичным.
Таким образом, производственная деятельность человека приобретает более квалифицированный характер.
Труд в классическом понимании этого слова исчезает.
С одной стороны, предположение о том, что деятельность человека может принять какие-либо формы, кроме труда, не менее сложно для восприятия, чем идея, что хозяйственная жизнь в будущем
ут40

[стр.,41]

Р О С С И Й С К А Я ' О С У Д Л Р С Т В Е Н 11АЯ ратит экономический характер [86].
Мысль об исчезновении,труйат1 ^ д ли может быть адекватно воспринята теми, кто привык рассматривать в этом качестве любой вид осознанной активности.
Термин «труд» применяется для обозначения двух совершенно различных, в сущности кардинально противоположных форм человеческой активности.
Труд может приносить удовольствие, чувство удовлетворения, самореализации, лишенный его, человек теряет почву под ногами, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию или уныние [35].
Именно такого рода труд определяет социальное положение руководителя корпорации, финансиста, поэта, ученого, телекомментатора или журналиста.
Но кроме них существуют и безымянные трудящиеся массы, обреченные на монотонный, изнуряющий и унылый физический труд.
Термин «труд» обозначает резко контрастирующие виды деятельности; по своей неоднозначности он вряд ли имеет много аналогов в каком-либо языке.
В новой экономике труд больше ассоциируется с таким понятием как «творчество».
Данный подход противопоставления труда (labour) и явления, называемого «творчеством» (creativity), в рамках общего понятия «work» имеет вполне подготовленную почву и может стать адекватной для переосмысления представлений о перспективах развития человеческой деятельности
[84.].
Бурное развитие теории творчества началось в первой половине 50-х годов XX века.
Если между 1925 и 1950 гг.
в США было опубликовано не более 200 работ по данным проблемам, то к началу 60-х такое количеств статей и книг выходило уже ежегодно [276].
Правда, большинство исследований оставалось связано с изучением психологии творчества и оценками творческого потенциала личности.
Творчество, приходящее на смену труду, сохраняет черты осознанной деятельности.
Однако при этом творчество направлено не столько на модификацию природных компонентов, сколько на изменение самого человека; такое изменение в данном случае может представлять собой его
41

[стр.,42]

совершенствование и как субъекта производства, и как субъекта досуга.
Результатом является такая форма деятельности, в которой производство и досуг неразделимы ни во времени, ни в пространстве, однако ход развития обоих процессов в значительной мере зависит от того, насколько они способствуют внутреннему совершенствованию самого индивида
[86].
Творческий подход мотивирует индивида получать непрерывное образование, необходимое для осуществления трудовой деятельности.
Итак, понимая творчество как внутреннюю по своим мотивам рациональную активность, можно утверждать, что определить деятельность, как труд или творчество может только сам ее субъект.
Труд изначально; имеет форму деятельности, порождающей целый ряд форм отчуждения; в силу этого и результат труда отчуждаем и воспроизводим.
Творчество и в этом аспекте объединяет в себе черты инстинктивной деятельности и труда: его результат, который по вещественной форме может быть вполне тождествен продукту труда, отчуждаем, однако он невоспроизводим, как невоспроизводимы формы, мотивы и внутренняя структура создавшей его творческой активности.
Противопоставляя творчество труду, акцентируется внимание на специфических формах человеческого взаимодействия —творчество побуждается стремлением человека к самосовершенствованию, его целью выступает сам человек как нечто большее, нежели то, что он представляет собой в настоящий момент [308].
В этом процессе главное значение имеет не деятельность по преобразованию вещной природы, а взаимодействие между индивидами, которое Д.
Белл называет «игрой между людьми».
Интерперсональные характеристики творчества являются основными для этого вида человеческой активности.
Как указывает А.
Турен, «не существует опыта важнее этого взаимоотношения между индивидами, в котором и тот и другой реализуют себя в качестве субъектов» [260].
Данная трансформация имеет огромное значение для понимания современного информационного мира.
Важнейшее значение для построения картины современной цивилизации обретает обращение к субъективации, 42

[Back]