Проверяемый текст
Крюков, Сергей Валентинович; Конституционные основы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны (Диссертация, сентябрь 2009)
[стр. 130]

Следует заметить, что для ФРГ указанные выше нормы Уголовного кодекса ФРГ достаточно актуальны.
Так, только после объединения Германии было осуждено 57 человек по обвинению в шпионаже в пользу бывшей ГДР; прокуратура ФРГ возбудила более 5000 уголовных дел по подозрению в разведывательной деятельности в пользу бывшей ГДР (часть уголовных дел до настоящего времени находится в
производстве)161.
Анализ перечисленных подходов зарубежных законодателей к правовому регулированию института государственной тайны позволяет сделать следующие выводы: 1.
На постсоветском пространстве, не смотря на наличие преемственности ряда норм советского законодательства, отсутствует единый научный подход к определению государственной тайны, ее соотношения со служебной тайной в большинстве законов государствучастников СНГ употребляется понятие «государственные секреты», которое, как правило, признается более объемным по отношению к понятию «государственная тайна»; при таком подходе к государственной тайне относятся только наиболее важные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности государства; часть законодателей государств постсоветского пространства наряду с институтом государственной тайны выделяет родственные институты служебной тайны и военной тайны, причем объем данных понятий существенно разнится в зависимости от законодательного подхода.
В ряде государств военная тайна признается составной частью государственной тайны, при противоположном подходе данный институт признается самостоятельным и выделяется наравне со служебной и государственной тайнами.
130 161 Рябчук В.
Н.
Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование.

СПб., 2007.
С.

168.
[стр. 55]

имеет или может получить доступ к секретным документам надгосударственных учреждений и органов (прежде всего MATO), если ФРГ обязана допускать до этого только проверенных на благонадёжность лиц; работает в органе власти или другом общественном органе ФРГ или его части, которые, по мере необходимости, соответствующим высшим компетентным федеральным органом власти по согласованию с МВД ФРГ, объявлены сферой безопасности; работает в каком-нибудь жизненноили обороноважном учреждении или в особо чувствительном с точки зрения безопасности органе или должен там работать.
Само понятие государственной тайны дается в параграфе 93 Особенной части Уголовного кодекса ФРГ от 15.05.1871 г.
(в ред.
от 13.11.1998)92.
Под «государственной тайной» понимаются «факты, предметы или сведения, которые доступны только ограниченному кругу лиц и которые должны держаться втайне от иностранного государства с тем, чтобы предотвратить опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности ФРГ».
Кроме этого, к государственной тайне ФРГ в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 7 Закона об изменении уголовного права от 11.06.1957 г.93 следует относить и военную тайну государств членов НАТО.
К военной тайне относятся предметы или сведения, которые касаются обороны и держатся в секрете находящимися в пределах пространственной сферы ФРГ учреждениями союзных государств в интересах их безопасности, а также безопасности их частей, дислоцированных в ФРГ и частей, находящихся в Берлине.
Лицо, которому должна быть поручена деятельность, чувствительная с точки зрения безопасности, сначала подвергается проверке на благонадёжность.
Допуск к государственной тайне может быть предоставлен лицу по истечении 16-летнего возраста.
92Уголовный кодекс ФРГ/ Пер.
с нем.
СПб., 2003.
93Рябчук В.
Н.
Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследовани
е.-С П б., 2007.С .
157.
55

[стр.,68]

Видами наказания за указанные выше преступления по Уголовному кодексу ФРГ (§ 101), наряду с лишением свободы, может быть лишение осужденного права занимать публичные должности, пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, а также права публично выбирать или голосовать.
В соответствии с § 101 УК ФРГ в случае совершения вышеперечисленных преступлений могут быть изъяты предметы, которые получены в результате деяния или применялись при его совершении либо подготовке к нему или предназначались для него, а также предметы, содержание которых или сведения о которых составляют государственную тайну.
Еще одной интересной нормой, является § 101£ Уголовного кодекса ФРГ, в котором речь идет о сборе сведений оборонительного характера (изготовление изображения или описания оборонительного объекта, устройства или процесса, а также предоставление таких изображений и описаний другому лицу).
В абзаце 2 указанного параграфа установлен запрет на фотографирование местности или предмета оборонительного характера в пределах территории ФРГ, предоставление снимка или изготовленного по нему изображения другому лицу.
Необходимо отметить, что речь не идет об информации, являющейся государственной тайной.
Тем не менее, такие ограничения германский законодатель установил, видимо посчитав, что вкупе с какой-либо секретной информацией указанные выше сведения могут нанести серьезный ущерб безопасности страны.
Следует заметить, что для ФРГ указанные выше нормы Уголовного кодекса ФРГ достаточно актуальны.
Так, только после объединения Германии было осуждено 57 человек по обвинению в шпионаже в пользу бывшей ГДР; прокуратура ФРГ возбудила более 5000 уголовных дел по подозрению в разведывательной деятельности в пользу бывшей ГДР (часть уголовных дел до настоящего времени находится в
производстве)114.
68 ,,4Рябчук В.
И.
Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование.-СПб., 2007.С .
168.


[стр.,127]

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Наибольшую полемику в последнее десятилетие вызывает упоминание на запрет отнесения к государственной тайне сведений о состоянии экологии.
Критики формулировок Закона РФ «О государственной тайне» считают, что «’’безразмерная” государственная тайна препятствует научным исследованиям, и размывает правосознание, потому что люди, вынужденные под расписку получать и сдавать документы с информацией, которую они с легкостью получают в Интернете с зарубежных сайтов, не могут серьезно относиться к тому, что их заставляют считать государственной тайной»203.
Указанная критика поверхностна и не отражает реальную картину функционирования системы защиты государственной тайны.
Вероятно, достичь баланса интересов государства и конкретного гражданина в информационной сфере не удастся никогда, но урезать свое желание «все знать» в пользу интересов государства может, на взгляд автора, каждый.
В этой связи, уместны соображения В.
II.
Рябчука, который считает, что: «Иные сведения, в том числе информация, полученная из открытых источников, может являться базой для обобщения и анализа, в результате которых возникают новые знания, в своей совокупности образующие государственную тайну»204.
И не нужно строить иллюзий насчет того, что иностранные спецслужбы не интересуют «открытые» данные, свидетельством чему являются слова бывшего американского разведчика Л.
Фараго: «Перед лицом военной угрозы необходима самая различная информация, содержание которой, хотя и очень чрудно определимо, но важно для ясного 127 203Безразмерная государственная тайна // Информация размещена на сайте: Ьгтр:/Л\лун,.Ье1]ола.ги/ги551ап_1трог1_агса/1п1ста11опа1Уесоргауо/30505 2(иРябчук В.
Н.
Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование.
СПб., 2007.
С.

675.

[Back]