Проверяемый текст
Балашкина, Ирина Валерьевна; Право на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование (Диссертация 2007)
[стр. 15]

Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина, античное законодательство предусматривало прообраз коммерческой тайны: промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести торговые книги, отражавшие их деятельность и материальное положение.
Данные из этих книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.
Одним из первых исследователей, обосновавших существование личных и семейных тайн и необходимость уважения их со стороны государства, считается Аристотель, который в своих трудах последовательно исключал из сферы действия политической (государственной) власти отношения отцов и детей, мужей и жен, господ и рабов, в трудах Цицерона прослеживается обоснование тайны переписки.
Однако режим тайны по своей сути предполагает не только сокрытие информации от определенных или неопределенных субъектов, но и меры по ее охране и защите, направленные на пресечение посягательств и их предупреждение.
К сожалению, история знает немало примеров, когда режим тайны противоправно нарушался, в том числе, и со стороны самого государства так, термин перлюстрация своими корнями уходит в 17 век, когда практика вскрытия и прочтения чужих писем была введена кардиналом Ришелье, создавшим для этих целей специальное помещение на почтамте.
Таким образом, одной из проблем правового регулирования тайн является определение правового статуса информации, содержащей сведения, которые по своей природе не могут быть доступны всем без исключения субъектам общественных отношений.
По своей сути любая информация представляет собой нематериальное отображение окружающего мира, однако, для того, чтобы быть воспринятой, 15
[стр. 17]

правах женщин и мужчин, что, безусловно, явилось прогрессивным шагом в формировании концепции прав человека, в идеальной модели государства Платон отрицал наличие семейной жизни как таковой.
В более поздних «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй, суть которого насаждение идеи единомыслия и коллективистских начал.
Женщины по-прежнему практически равноправны в его понимании с мужчинами, признается наличие индивидуальной, семейной сферы жизни, однако многие ее области, в частности, например, вопросы воспитания детей, практически полностью регламентированы законами и находятся в ведении должностных лиц.
Идеи Платона относительно отрицания таких начал индивидуализма, как частная собственность и индивидуальная семья впоследствии подверглись критике его учеником Аристотелем.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство является единством составляющих его элементов.
Однако чрезмерное стремление к единству, проявляемое в общности жен и детей, предлагаемой Платоном, по мнению Аристотеля ведут к деградации и уничтожению государства.
Таким образом, Аристотелем предприняты первые попытки обоснования необходимости невмешательства со стороны государства в такие сферы частной жизни, как брачно-семейные отношения, вопросы воспитания детей, неприкосновенности жилища и частной собственности.
В своих трудах Аристотель последовательно исключал из сферы действия политической (государственной) власти отношения отцов и детей, мужей и жен, господ и рабов.
В
эпоху эллинизма получила развитие так называемая эпикурейская этика (IV-III вв.
до н.
э.), основные ценности которой: свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа (атараксия), носят индивидуалистический характер.
В трудах Эпикура мы видим первые зачатки неприкосновенности частной жизни: он считал, что свобода человека это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Сфера человеческой свободы это сфера его 17

[стр.,79]

связи.
Несколько десятилетий назад появились такие виды связи, как радиотелефонная связь, факсимильная связь, IP-телефония.
Прогресс не стоит на месте, поэтому законодатель, исходя из интересов личности, умышленно не ставит точку и не делает список составляющих права на тайну связи исчерпывающим.
Нарушение тайны связи происходит не только и не столько со стороны частных лиц.
Основным нарушителем данного права является все же государство, стремящееся поставить под контроль все сферы жизни своих граждан.
Так, термин перлюстрация своими корнями уходит в 17 век, когда практика вскрытия и прочтения чужих писем была введена кардиналом Ришелье, создавшим для этих целей специальное помещение на почтамте.

Охрана тайны почтовой корреспонденции в нашем отечестве была впервые установлена императрицей Екатериной Великой, хотя это ее установление постоянно нарушалось, поскольку она сама предписывала доставлять ей корреспонденцию, вскрытую секретно на почтамте.
Тайна корреспонденции признавалась в Почтовом уставе 1857г., в Уставе телеграфном 1876г., ст.8 которого гласила: «содержание телеграммы, составляя тайну отправителя и получателя, никому постороннему не сообщается; равномерно не открывается и тот, кем и к кому телеграмма подана».
Уголовно-правовая охрана тайны корреспонденции, равно как и других видов личных тайн была закреплена впервые в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, которое содержало довольно большое количество статей, объединяемых под общим наименованием «О нарушении Уставов Почтового и Телеграфного».
В соответствии с данным законом тайна корреспонденции могла быть нарушена, прежде всего, вскрытием пакета, сданного и принятого в незапечатанном виде, или ознакомлением с содержанием отправления, принятого в запечатанном виде (например, открытое письмо, письмо денежное, предъявляемое открытым для проверки вложения, и т.п.).
Следующую форму нарушения составляло оглашение содержания корреспонденции, ставшего известным виновному законным (телеграммы) или 79

[Back]