Проверяемый текст
Крюков, Сергей Валентинович; Конституционные основы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны (Диссертация, сентябрь 2009)
[стр. 85]

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Необходимость защиты прав и свобод других лиц следует увязывать с обеспечением публичных интересов, к которым относятся «защита основ конституционного строя», «оборона страны» и «безопасность государства».

Абсолютизация публичных интересов недопустима, что подтверждается статьей
6 Закона Российской Федерации «О федеральной службе безопасности», гласящей, что при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности «не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами»96.
Важное значение имеет наличие неразрывной связи между реализацией основных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере и институтом государственной тайны, которая проявляется, как в закреплении прав и свобод на законодательном уровне и признания за ними высшей ценности, так и в возможности их ограничения.

К основным правам и свободам в информационной сфере, закрепленным в Конституции
Российской Федерации, относятся: свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29); свобода массовой информации (часть 5 статьи 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (части 3 и 4 статьи 29); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 42); свобода творчества и право на доступ к культурным ценностям (статья 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48).
85 % Федеральный з а к о н от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред.
от 25.12.2008) «О Федеральной с л у ж б е б е з о п а с н о с т и » (принят Г Д Ф С РФ 22.02.1995) //С З Р Ф ,1995,№ 15.С т .
1269.
[стр. 19]

венную тайну21.
Соответственно, в случае разглашения указанных выше сведений вполне реальны угрозы безопасности конкретному человеку и гражданину.
В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оговорена возможность ограничения прав и свобод граждан только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Необходимость защиты прав и свобод других лиц следует увязывать с обеспечением публичных интересов, к которым относятся «защита основ конституционного строя», «оборона страны» и «безопасность государства».

В то же время, абсолютизация публичных интересов недопустима, что подтверждается статьей 7 Закона РФ «О безопасности», в которой говорится о том, что «при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом»22.
Категория «основы конституционного строя» является одной из наиболее разработанной в науке российского конституционного права, ей уделялось достаточно внимания со стороны М.
В.
Баглая, А.
И.
Ковлсра, И.
В.
Мухачева, В.
Н.
Четвернина .
Следует согласиться с определением, данным С.
А.
Авакьяиом, который под конституционным строем понимает «закрепленные в Конституции и реально существующие устои жизни, общества и государства»24.
Конкретизация необходимости защиты основ конституционного строя имеется в таких основаниях ограничений конституционных прав, как обеспечение обороны страны и безопасности госу21 С З Р Ф .-2 0 0 3 .-№ 2 2 .-С т .
2063.
22Ведомости СНД и ВС РФ.
1992.
№ 15.
Ст.
769.
23Баглай М.
В.
Конституционное право Российской Федерации.
Учебник для юридических вузов и факультетов.
Изд.
2-е, измененное и дополненное.
М., 1999.
С.
98— 100; Ковлер А.
И.
Конституционные основы новой российской государственности // Становление новой российской государственности.
М., 1996.
С.
23-34; Мухачев И.
В.
Проблемы теории российского конституционного права.
М., 1998.С .
15; Конституция Российской Федерации.
Проблемный комментарий / Отв.
ред.: В.
А.Четвсрнкн.
М., 1997.-С .
32.
24 Аоакьяи С.
А.
Конституционное право России: Учебный курс: Т.1.
М.: Юрист, 2 0 0 6 .-7 1 9 с.
С.
321.
19

[стр.,20]

дарства.
Понятия «оборона» и «безопасность» даны соответственно в Федеральном законе от 31.05.1996 г.
№ 61-ФЗ (в ред.
от 26.06.2007) «Об обо» чС _ роне»* и в Законе РФ «О безопасности».
Под «обороной» законодатель понимает «систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории», а под «безопасностью» «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Как следует из содержания пункта «м» статьи 71 Конституции России, вопросы безопасности находятся в ведении Российской Федерации.
С учетом того, что государственная тайна является одним из элементов безопасности государства, ее защита прямая функция государства.
Кроме того, необходимо учитывать, что термин «государственная тайна» должен использоваться как родовое понятие и означать принадлежность тайны, обозначение ее собственника, которым выступает государство.
Являясь правовым инструментом обеспечения государственной безопасности, институт государственной тайны нуждается в государственной защите.
Важное значение имеет наличие неразрывной связи между реализацией основных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере и институтом государственной тайны, которая проявляется, как в закреплении прав и свобод на законодательном уровне и признания за ними высшей ценности, так и в возможности их ограничения,
установления пределов таких ограничений.
К основным правам и свободам в информационной сфере, закрепленным в Конституции
РФ, относятся: свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29); свобода массовой информации (часть 5 статьи 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (части 3 и 4 статьи 29); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и 20 25 СЗРФ .1996.
-№ 23.
Ст.
2750.


[стр.,21]

коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии (статья 42); свобода творчества и право на доступ к культурным ценностям (статья 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48).
Международные правовые акты также затрагивают перечисленные _ А / выше права и свободы.
Так, Всеобщая декларация прав человека , принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948 г., в статье 18 провозглашает право на свободу мысли, совести и религии; в статье 19 свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Эти же права и свободы нашли свое отражение в статьях 9 и 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу 3.09.1953 г.
(для Российской Федерации —28.02.1996 г.)27.
Кроме упомянутых выше международных договоров, существенное значение в процессе понимания пределов возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны имеют «общие мнения сведущих» («communis opinion doctorum»), в частности «Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах»28, разработанные в 1984 г., «Лимбургские принципы осуществления международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах»29, принятые в 1986 г.
и «Йоханнесбургские принципы: Национальная безопасность, свобода слова и доступ к информации», разработанные и 21 7бРоссиЙская газета.
19 9 5 .-5 апреля.
27С ЗР Ф .1998.№ 20.
Ст.
2143.
28Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положении Международного пакта о гражданских и политических правах // Вестник МГУ.
Серия «Право».
1992.
№ 4.
С.
59-69.
29Лимбургские принципы осуществления Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, приняты 2— 6 июня 1986 г.
в г.
Маастрихте // Информация размещена на сайте: 1Шр://\пу\у.5ергауа.ги/сё1-Ьт/ПЬгагу (на дату 01.05.2007),

[Back]