Теоретическая трактовка мира ценностей как однородной и неразличимой внутри себя субстанции оставляет открытым вопрос определения типологических групп ценностей, установления их иерархии. В основу иерархической системы ценностей В.ІІ. Тугарииона положен принцип общественного характера человеческой деятельности. Различия групп ценностей обусловлены сферами материального производства, социально-политической деятельности, идейно-духовной деятельности человека [153, с. 18]. Объективным основанием для возникновения ценности выступает значимость объекта для субъекта. Часть авторов считает, что объяснять сущность понятия «ценность» через понятие «значимость» это просто сведение одного понятия к другому [36, с. 14]. При этом не учитывается одни существенный момент: здесь еще ист определения. Мы здесь просто ищем начальное, исходное понятие, наиболее близкое для прояснения смысла ценности. Ведь когда говорят о значении чего-либо, то, конечно, мыслят нс сам предмет, а ту роль, которую он играет в жизни, деятельности людей с точки зрения их потребностей, интересов, целей. В зависимости от потребностей, интересов и целей значимость предмета может меняться: быть положительной или отрицательной, более важной или менее важной. Таким образом, значимость предмета обусловлена не только свойствами предмета, но и потребностями субъекта. А.О. Бороиоев и Л.И. Смирнов считают, что ценности передаются и усваиваются через нормы, ретуширующие деятельность, и формируются под влиянием объективно необходимой деятельности. Эта способность к самоизменению зависит от набора ценностей, лежащих в основе общества, причем важнейшими, с точки зрения развития, оказываются ценности іМодусы социальной значимости. Отсутствие законных путей обретения социальной значимости через ее модусы, связанные с деятельностью, неизбежно порождает в коллективе уродливые способы достижения целей [20, с. 96]. В философско-этической литературе можно встретить выражение «отрицательная ценность» С,Ф. Анисимов [5, с. 18], т.е. мнение, согласно которому может существовать ценность, так сказать, со знаком минус. X 6 |
16 что объяснять сущность понятия «ценность» через понятие «значимость» это просто сведение одного понятия к другому1. При этом не учитывается один существенный момент: здесь еще нет определения. Мы здесь просто ищем начальное, исходное понятие, наиболее близкое для прояснения смысла ценности. Ведь когда говорят о значении чего-либо, то, конечно, мыслят не сам предмет, а ту роль, которую он„играет в жизни, деятельности людей с точки зрения их потребностей, интересов, целей. В зависимости от потребностей, интересов и целей значимость предмета может меняться: быть положительной или отрицательной, более важной или менее важной ... Таким образом, значимость предмета обусловлена не только свойствами предмета, но и потребностями субъекта. В философско-этической литературе можно встретить выражение «отрицательная ценность»2, т.е. мнение, согласно которому может существовать ценность, так сказать, со знаком минус. Если главное в ценности способность удовлетворить различные потребности индивида, группы, класса, общества, то она не может быть отрицательна по своему значению. Другое дело значение. Оно может быть и положительным и отрицательным. Шкала значений простирается от абсолютно отрицательных значений до абсолютно положительных, со всеми возможными промежуточными градациями ценного и антиценного. Так морально ценному (добру) противостоит морально антиценное, аморальное (зло). Если мораль брать как целостную систему, во всем комплексе возможных моральных значений, то она заключает в себе как морально доброе, так и морально злое, как высоконравственное, так безнравственные помыслы, мотивы, поступки, как добродетели, так и пороки. Таким образом, нелогично, неправильно отождествлять моральные значения 1 См., например: Гречаный В.В. Аксиологический аспект философии: Автореф. Дис. ... д-ра филос. наук. Л., 1989, С. 14. 2 Подробно см.: Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970, С.18. |