Проверяемый текст
Алексеенко, Олег Михайлович; Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации (Диссертация 1996)
[стр. 17]

17 Если главное в ценности способность удовлетворять различные потребности индивида, группы, класса, общества, то она не может быть отрицательна по своему значению.
Другое дело значение.
Оно может быть и положительным и отрицательным.
Шкала значений простирается от абсолютно отрицательных значений до абсолютно положительных, со всеми возможными промежуточными градациями ценного и антиценного.
Так, морально ценному (добру) противостоит морально
антицениое, аморальное (зло).
Если мораль брать как целостную систему, во всем комплексе возможных моральных значений, то она заключает в себе как морально доброе, так и морально злое, как высоконравственное, так безнравственные помыслы, мотивы, поступки,* как добродетели, так и пороки.
Таким образом, нелогично, неправильно отождествлять моральные значения
(морально всякие) с моральными ценностями (морально положительными, денными).
Первое шире второго.
На том же основании нельзя относить к области морали только все положительно-доброе, а все отрицательное, порочное и т.п.
ставить
вис границ морали и моральных оценок, определений, квалификаций.
Это было бы похоже на то, как если бы кто-нибудь попытался изготовить магнит только с одним-положительным полюсом.
Еще Гегель писал применительно к морали: «Моральное следует брать в том более широком смысле, в котором оно означает
ис только моральное доброе...
Моральное объемлет внутри себя ...
и моральное зло»
[36, с.
301].
Итак, ценность есть всегда нечто положительное с точки зрения удовлетворения положительных материальных или духовных потребностей.
Значение же может быть разным не только идеалом знания, добра, красоты, но и проявлением зла, невежества, безобразного со множеством степеней и оттенков.
Замечательный русский сатирик М.Е.
Салтыков-Щедрин
[133, с.
81] с иронией заметил по поводу оценок личных качеств людей: «Часто мы бываем несправедливы к людям потому только, что полагаем, что хуже их уж не может быть.
А на поверку оказывается, что природа в этом смысле неистощима».
Безусловно, значения по разным причинам объективного и субъективного порядка могут изменяться, а вместе с ними могут изменяться и оценки, вплоть до того, что ценное для кого-то, или в данное время, или в данном отношении
[стр. 16]

16 что объяснять сущность понятия «ценность» через понятие «значимость» это просто сведение одного понятия к другому1.
При этом не учитывается один существенный момент: здесь еще нет определения.
Мы здесь просто ищем начальное, исходное понятие, наиболее близкое для прояснения смысла ценности.
Ведь когда говорят о значении чего-либо, то, конечно, мыслят не сам предмет, а ту роль, которую он„играет в жизни, деятельности людей с точки зрения их потребностей, интересов, целей.
В зависимости от потребностей, интересов и целей значимость предмета может меняться: быть положительной или отрицательной, более важной или менее важной ...
Таким образом, значимость предмета обусловлена не только свойствами предмета, но и потребностями субъекта.
В философско-этической литературе можно встретить выражение «отрицательная ценность»2, т.е.
мнение, согласно которому может существовать ценность, так сказать, со знаком минус.
Если главное в ценности способность
удовлетворить различные потребности индивида, группы, класса, общества, то она не может быть отрицательна по своему значению.
Другое дело значение.
Оно может быть и положительным и отрицательным.
Шкала значений простирается от абсолютно отрицательных значений до абсолютно положительных, со всеми возможными промежуточными градациями ценного и антиценного.
Так морально ценному (добру) противостоит морально
антиценное, аморальное (зло).
Если мораль брать как целостную систему, во всем комплексе возможных моральных значений, то она заключает в себе как морально доброе, так и морально злое, как высоконравственное, так безнравственные помыслы, мотивы, поступки, как добродетели, так и пороки.
Таким образом, нелогично, неправильно отождествлять моральные значения
1 См., например: Гречаный В.В.
Аксиологический аспект философии: Автореф.
Дис.
...
д-ра филос.
наук.
Л., 1989, С.
14.
2 Подробно см.: Анисимов С.Ф.
Ценности реальные и мнимые.
М., 1970, С.18.


[стр.,17]

17 (морально всякие) с моральными ценностями (морально положительными, ценными).
Первое шире второго.
На том же основании нельзя относить к области морали только все положительно-доброе, а все отрицательное, порочное и т.п.
ставить
вне границ морали и моральных оценок, определений, квалификаций.
Это было бы похоже на то, как если бы кто-нибудь попытался изготовить магнит только с одним положительным полюсом.
Еще Гегель писал применительно к морали: «Моральное следует брать в том более широком смысле, в котором оно означает
не только моральное доброе ...
.
Моральное объемлет внутри себя ...
и моральное зло»1.

Итак, ценность есть всегда нечто положительное с точки зрения удовлетворения положительных материальных или духовных потребностей.
Значение же может быть разным не только идеалом знания, добра, красоты, но и проявлением зла, невежества, безобразного со множеством степеней и оттенков.
Замечательный русский сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин
с иронией заметил по поводу оценок личных качеств людей: «Часто мы бываем несправедливы к людям потому только, что полагаем, что хуже их уж не может быть.
А на поверку оказывается, что природа в этом смысле неистощима»2.
Безусловно, значения по разным причинам объективного и * субъективного порядка могут изменяться, а вместе с ними мо^ гут изменяться и оценки, вплоть до того, что ценное для кого-то, или в данное время, или в данном отношении
может оказаться неценным или менее ценным для другого, или в иное время, или в другом отношении.
Исходя из всего изложенного, значимость можно рассматривать как более широкое понятие по сравнению с ценностью: она в большей мере может выступать в качестве самой общей характеристики в определении ценности.
А социальная значимость 1 Гегель.
Соч.
т.З.
М., 1956, С.
301.
2 Салтыков-Щедрин М.Е.
За рубежом //Собр.
соч.
в 10 т.
М., 1988.
т.7.
С.
267.

[Back]