Проверяемый текст
Алексеенко, Олег Михайлович; Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации (Диссертация 1996)
[стр. 21]

21 ные нормы и традиции, принимать социальные роли.
Идентификация может осуществляться в разных формах, из которых можно выделить три основных: 1.
Прямое эмоциональное отождествление себя с реальным или вымышленным лицом (например, с
киногсросм в юношеском возрасте).
Осуществляя важные психологические функции, в частности функцию защиты, оно имеет относительно небольшую эффективность в усвоении социальных умений, так как копирование поведения объекта идентификации способствует усвоению скорее внешних признаков деятельности, чем овладение социальными навыками.
2.
Причисление себя к определенной номинальной социальной группе (возрастной, национальной, половой и т.д.) позволяющее индивиду усвоить наиболее важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.
Причислив себя,
например, к определенному возрасту, индивид тем самым определяет существенные социальные рамки своего поведения.
Внутри этих рамок конкретизация норм, ценностей и ролевых требований может быть весьма разнообразной.
3.
Сопричастность, сопровождающаяся чувством принадлежности к реальной социальной группе, коллективу, малой группе.
Привязанность, постоянная тяга к группе, выступая как эмоциональное подкрепление, способствует активному освоению социального поведения, осуществляемого членами группы, принятию групповых норм и ценностей.
В то же время следует отметить, что это освоение не всегда бывает точным и рациональным.
Наиболее эффективной нормой идентификации с группой является та, которая основана на совместной реальной деятельности в группе с коллективистскими нормами и ценностями, прежде всего в воинских коллективах.
При анализе социальных ценностей
необходимо учитывать взаимосвязь с таким социальным явлением как авторитет.
В авторитете субъекта проявляется признание его достоинств и заслуг, выражение уважения и доверия к ним, как факторам, имеющим решающее значение в осуществлении общих задач всех заинтересованных в данном деле
ірупп, индивидов.
Следовательно, при выяснении сущности авторитета мы выделяем по существу два аспекта.
Первый это наличие у лица (группы) или института не
[стр. 24]

24 1.
Прямое эмоциональное отождествление себя с реальным или вымышленным лицом (например с
киногероем в юношеском возрасте) .
Осуществляя важные психологические функции, в частности функцию защиты, оно имеет относительно небольшую эффективность в усвоении социальных умений, так как копирование поведения объекта идентификации способствует усвоению скорее внешних признаков деятельности, чем овладение социальными навыками.
2.
Причисление себя к определенной номинальной социальной группе (возрастной, национальной, половой и т.д.), позволяю* щее индивиду усвоить наиболее важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.
Причислив себя,
на> пример, к определенному возрасту, индивид тем самым определяет существенные социальные рамки своего поведения.
Внутри этих рамок конкретизация норм, ценностей и ролевых требований может быть весьма разнообразной.
3.
Сопричастность, сопровождающаяся чувством принадлежности к реальной социальной группе, коллективу, малой группе.
Привязанность, постоянная тяга к группе, выступая как эмоциональное подкрепление способствует активному освоению социального поведения, осуществляемого членами группы, при нятию групповых норм и ценностей.
В то же время следует отметить, что это освоение не всегда бывает точным и рациональным.
Наиболее эффективной нормой идентификации с группой является та, которая основана на совместной реальной деятельности в группе с коллективистскими нормами и ценностями, прежде всего в воинских коллективах.
При анализе социальных ценностей
(в том числе и ценностей г военной службы) следует учитывать их диалектическую взаимосвязь с другим социальным явлением авторитетом.
Это обусловлено тем, что в нашей справочной и публицистической литературе мы нередко сталкиваемся с простым отождествлением этих

[стр.,25]

25 категорий, порой подменой одного понятия другим1.
Для такого отождествления -действительно есть объективные основы, так как и в том, и в другом случае речь идет о доверии, уважении к субъекту на основании его определенных достоинств и заслуг.
Но в то же время необходимо видеть и те определенные различия, которые отражают сущностные характеристики этих категорий.
В авторитете субъекта проявляется признание его достоинств и заслуг, выражение уважения и доверия к ним, как факторам, имеющим решающее значение в осуществлении общих задач всех заинтересованных в данном деле
групп, индивидов.
«Когда мы говорим об авторитете, как справедливо отмечает А.А.Першин, то четко представляем себе конкретного субъекта (группу субъектов) и те общественные или личностные силы, на которые он опирается и достигает определенного влияния на конкретный, нуждающийся в этом субъект»2.
Следовательно, при выяснении сущности авторитета мы выделяем по существу два аспекта.
Первый это наличие у лица (группы) или института неоспоримых,
общепризнанных достоинств, позволяющих оказывать неформальное влияние, основанное на знаниях, опыте, силе нравственного примера.
Второй это признание за кем-либо права принимать решения, т.е.
одна из форм осуществления власти.
С учетом отмеченных выше обстоятельств принято выделять соответствующие виды авторитета3.
Во-первых, авторитет той или иной общественной ценности, нормы, которые стимулируют деятельность даже тогда, когда отсутствуют какие-либо формы стимулирования.
Во-вторых, авторитет формальный, проистекающий из занимающей должности, как говорят «по штату».
'См., напр.: Социология.
Словарь-справочник.
М.: Наука, 1990.
Т.1; Большая советская энциклопедия.
2-е изд.
Т.34.
2Першин А.А.
Проблема авторитета руководителя в системе управления социалистической армии: Дис.
...
канд.
филос.
наук.
М.: ВПА, 1971.
С.
114.
3 См.
: Социологический справочник.
К.: Политиздат Украины, 1990.
С.
311.

[Back]