Проверяемый текст
Аврамова, Татьяна Ивановна; Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения (Диссертация 2000)
[стр. 106]

только один из партнеров убирает свою руку, оставляет фломастер.
Рисовать можно только вместе, двумя руками одновременно, одним фломастером, молча.
Аналитические возможности упраж нения В этом упражнении важен, преж де всего, сам процесс,
т.е.
то, как все происходит.
Но результаты совместного действия, итоговые рисунки также очень интересны,
они вызывают живой отклик у группы: на что это похож е, какие ощ ущ ения, чувства вызывают получившиеся рисунки.
В процессе упражнения
происходят «примеривание» друг к другу, выбор, захват инициативы или ее передача, или отстаивание каждым своего выбора (каким фломастером будем рисовать, что).
В начале контакта совместный невербальный выбор фломастера уже диагностичен для каждого и отслеживается всей
группой.
В процессе упражнения участвующий выводится на осознание того, как долго происходит согласование, кто оказывается более инициативным, кто, наоборот, проявляет пассивность, уступает.
Следующ ий этап упражнения (дальнейш ее совм естное рисование) требует от партнеров согласованности действий в максимально неопределенных по цели условиях.
С одной стороны , здесь важна собственная креативность, свобода инициативы,
с одной стороны, и воображения, с другой.
Здесь очень важно чувствовать партнера, «слышать» его желания, уловить его идеи.
При этом, когда оба партнера начинают действовать активно и настаивать на своем (столкновение двух доминирую щ их, лидерских позиций), начинает «трещать» фломастер,
т.е.
два лидера борются каждый за свою версию.
В таком характере взаимодействия рисунок получается прерывистый, с перечеркиваниями и т.д.
Группа, как правило, мгновенно
106
[стр. 84]

84 на что в реальной жизни не обращаем внимания, что не осознается нами обычно.
Таким образом, упражнение дает возможность получить новые осознавания себя, погружаться через телесное усиление, отзеркаливание в другого человека, как результат повышается сензитивность, проникновение и в себя, и в другого человека, уменьшение искажений в оценки и восприятии себя и другого, усиление конгруэнтности в Я-концепции членов группы.
Упражнение «Рисунок парами на стене».
Упражнение с использованием рисунка.
Выполняется в парах.
Упражнение позволяет осознать, прочувствовать себя, свои стратегии, другого человека в невербальном «рисуночном» микроконтакте.
Упражнение длится для каждой пары (сидящие рядом члены группы) 2-3 минуты.
Содержание его следующее.
Каждая пара по очереди должна молча, не_договариваясь предварительно, взять вместе правыми руками фломастер из предлагаемого набора, затем подойти к большому листу бумаги на стене и в течение 1-1,5 минут что-нибудь нарисовать.
Это может быть все, что угодно, не обязательно конкретный образ.
Рисунок прекращаегся как только один из партнеров убирает свою руку, оставляет фломастер.
Рисовать можно только вместе, двумя руками одновременно, одним фломастером, молча.
Аналитические возможности упражнения.
В этом упражнении важен прежде всего сам процесс,
то есть как все происходит.
Но результаты совместного действия, итоговые рисунки также очень интересны,
вызывают живой отклик у группы на что это похоже, какие вызывают ощущения, чувства получившиеся рисунки.
В процессе упражнения
происходит «примеривание» друг к другу, выборы, захват инициативы или ее передача, или отстаивание каждым

[стр.,85]

85 своего выбора (каким фломастером будем рисовать, что), в начале контакта совместный невербальный выбор фломастера уже диагностичен для каждого и отслеживается всей iрулпой.
В процессе упражнения выводится на осознание как долго происходит согласование, кто оказывается более инициативным, кто, наоборот проявляет пассивность, уступает.
В моей практике ведения групп был случай довольно сильного невербального конфликта в паре в борьбе за фломастер.
Фломастеры иногда начинают ломаться уже на начальной стадии упражнения.
Следующий этап упражнения дальнейшее совместное рисование требует от партнеров согласованности действий в максимально неопределенных по цели условиях.
С одной стороны, здесь важна собственная креативность, свобода инициативы, воображения; с другой здесь очень важно чувствовать партнера, «слышать» его желания, уловить его идеи.
При этом когда оба партнера начинают действовать активно и настаивать на своем (столкновение двух доминирующих, лидерских позиций) начинает «трещать» фломастер.

То есть два лидера борются каждый за свою версию.
В таком характере взаимодействия рисунок получается прерывистый, с перечеркиваниями и т.д.
Группа, как правило мгновенно
спонтанно реагирует на такие действия (смех...).
Таким образом, в таком невербальном рисуночном микроконтакте каждый может отследить, осознать себя, свои стратегии, выборы в контакте с другим человеком; некоторую свою микрокартину взаимодействия с другим человеком, взаимодействия, требующего совместных усилий, возможности двигаться вместе, происходит усиление самоинтереса, самолрииятия.
Упражнение «Психотерапевтические антонимы».
Это упражнение, в котором участвует каждый член группы и вся группа в целом, то есть работа происходит в общегрупповом пространФ стве.
Задание выполняется каждым по очереди в круге.
Задание следую

[Back]