106 Конформистские ценности (3>4; 3>6): подобные результаты были получены и в предыдущих двух группах, что позволяет предположить о наличии зависимости между типами организаций, представляемых 4 и 6 группами и конформистскими ценностями. Альтруистические ценности (3>4; 3<5; 3<6): как и у предыдущих групп, данная группа ценностей менее выражена, чем у $ и 6 групп, но при этом больше, чем у 1 и 4. Ценности самоутверждения (3<4; 3>5): у «мусульман» ценности самоутверждения менее выражены больше, чем у плохо адаптированных христиан и иудеев. Ценности принятии других (3>4; 3<5; 3<6): данные результаты коррелируют с результатами но шкале «альтруистические ценности» и могут быть также обоснованы. Были выявлены расхождения в распределении студентов, обладающих высоким и низким уровнем личностной адаптации в зависимости от ВУза в котором они оказались на начальном этапе обучения образовательной среды, в которой они находятся. Для сравнения взяли два полярных ВУЗа по количеству адаптированных и неадаптированных (ЮФУ КБГУ). Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента, в исследовании принял участие 301 студент из Кабардино-Балкарского государственного университета имени X. М. Бербекова (г. Нальчик) и Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Сравнение уровней адаптации студентов, обучающихся в разных ВУЗах, позволило установить, что в ЮФУ, в отличие от КБГУ, наблюдается тенденция к снижению численности лиц, обладающих высоким уровнем личностной адаптации, и рост численности студентов, обладающих низким уровнем личностной адаптации (таблица 2, рисунки 10 и 11). Объединение в микрогруппы в полиэтнической среде основано в значительной степени на принадлежности к определенному этносу. |
моноэтнической среде происходит на основе определенных интересов, предпочтений, склонностей и т.д. В результате, школьнику легче найти для себя микрогруппу сверстников, обладающих схожими интересами, и войти в нее, не будучи отвергнутым (группу членства). Объединение в микрогруппы в полиэтнической среде основано в значительной степени на принадлежности к определенному этносу. В редких случаях в полиэтнической образовательной среде имеется несколько микрогрупп, объединяющих членов одного этноса и различающихся друг от друга дополнительными параметрами. Соответственно, не вписавшись в свою этническую группу, старшеклассник может испытать трудности (или не получит вообще никакой возможности) с вхождением в микрогруппу, . созданную из членов другого этноса. В результате, школьник, находящийся в полиэтнической образовательной среде, имеет больше шансов попасть в число лиц с низким социометрическим статусом (в состав отторгаемых), чем, если бы обучался в моноэтнической среде. Сопоставление данных, представленных в таблице 3, с данными таблицы 2 позволяет воссоздать более полную картину ценностносмысловых центраций старшеклассников из монои полиэтнических образовательных сред. Причина снижения численности и продолжительности межличностных контактов в полиэтнических средах, по сравнению с моноэтническими образовательными средами, в определенной мере заключается в том, что микрогруппы, основанные на этнической специфике, являются более закрытыми для внешних контактов, чем микрогруппы, построенные в моноэтнической среде на других принципах объединения. Очевидно, что старшеклассникам моноэтнических образовательных сред, принадлежащим разным микрогруппам, в классе все же легче устанавливать контакты друг с другом, чем старшеклассникам, принадлежащим разным этносам. Возможно, поэтому у них отмечается также более высокий уровень позитивной модальности межличностных отношении. 114 |