45 заключается в становлении авторства собственной жизни, относится к ступени «индивилуализации» и проходит в возрасте 17-21 года. Эта ступень развития связана с поиском человеком своей укорененности в этом мире, с выработкой собственного мировоззрения, с установлением подлинного авторства в определении и реализации своего способа жизни. Кризис юности, согласно Слободчикову, непременно связан с вопросом: «В чем смысл моей жизни?» [232]. Исследования смысловой сферы в юношеском возрасте часто перекликаются с таким понятием, как «самоопределение». В.Ф. Сафин и И.Н. Нурлыгаянов рассматривают самоопределение личности как осознанное соотнесение сущностных сил интенций (потребностно-мотивационная сфера), потенций (характерологические и психофизиологические особенности), посиденций (возможности, склонности и способности) с диспозициями (социальные требования) и основанным на этом выбором стратегии жизнедеятельности. Ценностно-смысловая сфера, в данном случае, рассматривается как результативно-содержательная сторона самоопределения. Успешная социализация и адаптация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. В.Ф. Сафиным и И.Н. Нурлыгаяновым было проведено исследование самоопределения личности и ее ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте в зависимости от индивидуально-типологических различий. В качестве исследовательской стратегии, обеспечивающей возможность изучения внутренней архитектоники ценностно-смыслового становления личности, выступил типологический подход. Отнесение к тому или другому типу самоопределения личности проводилось на основании микросемантического анализа сочинений, в которых предлагалось раскрыть качества и особенности личности, необходимые для реализации собственных целей и позиций, успешной адаптации и самореализации. В рамках данного исследования было выделено четыре типа самоопределения личности: интенциональный, диспозициональный, посидеициальный и потенциальный. Сафиным и Нурлыгаяновым было доказано, что ценностно-смысловая сфера |
33 юности и под влиянием самоопределения, которое происходит в старших классах школы, переходят в качественные изменения в ценностно-смысловой сфере человека. Перестройки, происходящие в этот период, по мнению Д.В. Каширского, связаны с изменениями, происходящими в уровне самоактуализации, степени осмысленности жизни и самооценке юношей [90]. Тема кризиса в юношеском возрасте и его значения в смысловой сфере человека в центре внимания В.И. Слободчикова. В основу периодизации стадий возрастного развития он ставит смену «человеческих отношений», являющихся, по мнению исследователя, предельно общим понятием, включающим одновременно и объект, и источник развития. Каждая человеческая общность, согласно Слободчикову, характеризуется совместной деятельностью, в осуществлении которой смена партнеров определяет выделение пяти базовых ступеней развития. К периоду юности могут быть отнесены сразу две ступени: ступень «персонализации» и ступень «индивидуализации». Первая из них характеризуется освоение социальных норм и принципов в общении со взрослым (учителем, наставником и т.п.). На ступени «индивидуализации» взрослеющий человек вступает в отношения со всем человечеством, опосредованные индивидуальным принятиям системы ценностей общества в целом [171]. Возрастные границы юношеского возраста оказываются разделенными между двумя обозначенными ступенями. С 13, 5 до 18 лет человек находится на ступени «персонализации», и этот возрастной этап, по Слободчикову, носит название «юность» и характеризуется синтезом личностного способа бытия. Далее, согласно периодизации ученого, следует «кризис юности», который заключается в становлении авторства собственной жизни, относится к ступени «индивидуализации» и проходит в возрасте 17-21 года. Эта ступень развития связана с поиском человеком своей укорененности в этом мире, с выработкой собственного мировоззрения, с установлением подлинного авторства в определении и реализации своего способа жизни. Кризис юности, согласно Слободчикову, непременно связан с вопросом: «В чем смысл моей жизни?» [171]. 34 Исследования смысловой сферы в юношеском возрасте часто перекликаются с таким понятием, как «самоопределение». В.Ф. Сафин и И.Н. Нурлыгаянов рассматривают самоопределение личности как осознанное соотнесение сущностных сил интенций (потребностно-мотивационная сфера), потенций (характерологические и психофизиологические особенности), посиденций (возможности, склонности и способности) с диспозициями (социальные требования) и основанным на этом выбором стратегии жизнедеятельности. Ценностно-смысловая сфера, в данном случае, рассматривается как результативносодержательная сторона самоопределения. Успешная социализация и адаптация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. В.Ф. Сафиным и И.Н. Нурлыгаяновым было проведено исследование самоопределения личности и ее ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте в зависимости от индивидуально-типологических различий. В качестве исследовательской стратегии, обеспечивающей возможность изучения внутренней архитектоники ценностно-смыслового становления личности, выступил типологический подход. Отнесение к тому или другому типу самоопределения личности проводилось на основании микросемантического анализа сочинений, в которых предлагалось раскрыть качества и особенности личности, необходимые для реализации собственных целей и позиций, успешной адаптации и самореализации. В рамках данного исследования было выделено четыре типа самоопределения личности: интенционапьный, диспозиционапьный, посиденциальный и потенциальный. Сафиным и Нурлыгаяновым было доказано, что ценностносмысловая сфера при разных типах самоопределения личности отличается особенностями структуры и содержания. Структура ценностно-смысловой сферы интенционального типа самоопределения включает факторы позитивной социальной роли, гедонистической направленности, поиска новых впечатлений, психологического благополучия, осмысленности жизнедеятельности. Структура ценностно-смысловой сферы диспозиоционального типа самоопределения |