Проверяемый текст
Аветян Алина Мкртычевна. Особенности ценностно-смысловых центраций старшеклассников в полиэтнической образовательной среде (Диссертация 2011)
[стр. 78]

78 стной адаптации на начальном этапе обучения: 14% хорошо адаптированные, 46% частично адаптированные, 19%условно адаптированные, 21 % неадаптированные.
Анкета 2.
Выявление особенностей конфессиональной и этнической идентичности Для составления данной анкеты были использованы материалы, ориентирующие составителей анкеты на определенную конфессиональную специфику.
Второе ключевое понятие данной анкеты этноидентичность или как ее называют в контексте ряда теорий этническая самоидентификация.
Уточним также, что определение места этнической идентичности в системе психологического знания делает необходимым отнесение
се к специфической части социальной идентичности личности [31].
Данная проблематика достаточно широко исследована в период развития психологической
пауки.
Начиная с 3.
Фрейда, которому принадлежит заслуга введения термина «идентификация», феномен социальной идентичности изучался его последователями (концепция развития личности Э.
Эриксона), сторонниками французской социально-психологической школы (теории социальных представлений С.
Московичи), представителями когнитивной психологии [Тэжфел Г., Тернер Дж.]
и других направлений.
В отечественной психологии проблема социальной идентичности представлена работами Н.А.
Антоновой и В.А.
Ядова.
Утвердилось понимание того, что этническая идентичность как разновидность социальной идентичности является ключевым регулятором межэтнического
взаимодействия.
Рассмотрение ее структуры выводит на первый план, прежде всего, когнитивный компонент.
Установлено, что когнитивный компонент этнической идентичности включает в себя знания, представления об особенностях собственной группы, осознание себя в качестве ее члена на основе определенных характеристик.
Перечисленные составляющие принято называть этнодифференцирующими признаками.
К ним могут быть отнесены
[стр. 35]

уровне этническое сознание интегрирует в себе такие составляющие как этническая самоидентификация; представления об этноидентифицируюгцих, этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаках; этнические стереотипы, автостереотипы, гетеростереотипы, этнические предубеждения, этнические ценности и ценностные ориентации.
Этническая самоидентификация как ключевая составляющая этнического самосознания человека понимается как осознание им собственной принадлежности к некой этнической группе.
В различных концепциях она обозначается как «этноним» [34], «идентификация с образом тела и именем» [121], «осознание тождественности со своей этнической общностью» [182].
Соотнесение этнической идентичности и самосознания показало сложность однозначного вывода по данному вопросу.
Неоднозначность содержания выстраивающихся при этом трактовок вызывается тем, что, с одной стороны, этническая идентичность — уже этнического самосознания и является, по сути, его когнитивно-мотивационным ядром.
С другой стороны, этническая идентичность может трактоваться гораздо шире, чем самосознание, т.к.
содержит в себе также слой бессознательного [Андрущак И.Б., Бромлей Ю.В., Кемпбел Д., Левкович В.П., Оллпорт Г., Солдатова Г.У., Смирнова А.Е.
и др.].
Уточним также, что определение места этнической идентичности в системе психологического знания делает необходимым отнесение
ее к специфической части социальной идентичности личности [23].
Данная проблематика достаточно широко исследована в период развития психологической
науки.
Начиная с 3.
Фрейда, которому принадлежит заслуга введения термина «идентификация», феномен социальной идентичности изучался его последователями (концепция развития личности Э.
Эриксона), сторонниками французской социально-психологической школы (теории социальных представлений С.
Московичи), представителями когнитивной психологии [Тэжфел Г., Тернера Дж.,
Тернер Дж.] и других направлений.
В 35

[стр.,36]

отечественной психологии проблема социальной идентичности представлена работами Н.А.
Антоновой и В.А.
Ядова.
Утвердилось понимание того, что этническая идентичность как разновидность социальной идентичности является ключевым регулятором межэтнического
Рассмотрение ее структуры выводит на первый план, прежде всего, когнитивный компонент.
Установлено, что когнитивный компонент этнической идентичности включает в себя знания, представления об особенностях собственной группы, осознание себя в качестве ее члена на основе определенных характеристик.
Перечисленные составляющие принято называть этнодифференцирующими признаками.
К ним могут быть отнесены
различные характеристики.
Т.Г.
Стефаненко, в частности, выделяет следующие этнодифференцирующие признаки: язык, ценности и нормы, историческую память, религию, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство [23].
Немаловажным для понимания сущности этнической идентичности является рассмотрение особенностей ее аффективного компонента.
По своей сущности он подразумевает эмоциональное отношение субъекта этнической идентичности к этнодифференцирующим признакам.
Соответственно, в него включается оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства.
Характеристиками аффективного компонента этнической идентичности обозначаются определенность и валентность.
Определенность этнической идентичности субъекта раскрывается как степень ясности осознания себя представителем этнической группы, степень полноты знании, представлении о культурных и психологических особенностях собственной группы [Татарко А.Н.].
Под валентностью понимается знак эмоциональной окрашенности аффективного компонента, соответственно, валентность этнической идентичности может быть позитивной или негативной.
Позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отношению к 36

[Back]