Проверяемый текст
Аветян Алина Мкртычевна. Особенности ценностно-смысловых центраций старшеклассников в полиэтнической образовательной среде (Диссертация 2011)
[стр. 80]

80 щие.
К ним отнесены: потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической безопасности.
Исследования, выполненные Дж.В.

Берри и М Плизента, показали, что только уверенность группы в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения идентичности других этнических групп.
Этническая идентичность имеет различные формы выраженности, в частности, различают маргинальную, моноэтническую, биэтническую, множественную идентичность и т.д.
[Лебедева Н.М., Мулдашева А.Б., Стефаненко Т.Г., Сухарев А.В.].
Моноэтнической обозначается идентичность субъекта, совпадающая с его официальной этнопринадлежностью.
В том случае, когда в поликультурной среде проявляется сильная идентификация субъекта с двумя взаимодействующими группами, говорят о формировании у него биэтнической идентичности.
Особенностью субъектов, характеризующихся биэтнической идентичностью, является реальное обладание и осознание ими своего сходства с обеими культурами.

Возникающая при этом угроза психическому благополучию «снимается» отрицанием им значимости этнического фактора как в своей жизни, так и в обществе в целом [Данзаева М.С., Шлягина О.В.].
Исследования показали, что этническая идентичность представляет собой достаточно динамическое явление.
Изучение данной динамичности, как указывают авторы [Андрева Г.М., Арутюнян Ю.В., Бромлей
К).В., Джемс У., Дробижева Л.М., Иванова Н.Л., Пиаже Ж., Снежкова И.А., Стефаненко Т.Г., Сусоколов А.А., Тэджфсл Г., Шафер М., Холл С., Хотинец В.Ю.], подразумевает обращение к особенностям взаимодействия различных уровней ее анализа: на уровне индивида, социума и культуры.
Динамика этнической идентичности может реализовываться в форме развития или трансформаций.
Рассмотрение особенностей этнической идентичности в онтогенезе позволило зарубежным и отечественным исследователям установить, что
се развитие проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического разви
[стр. 37]

собственной и другим этническим группам.
Этот баланс позволяет рассматривать этническую идентичность как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы.
Кроме того, он является условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире, взаимодействия, исключающего межэтнические фобии и конфронтации [Уолцер М.].
К настоящему времени сделан вывод, согласно которому реализация субъектом позитивной идентичности невозможна без удовлетворения им потребности в собственной этничности.
Работы исследователей [Бедин В.И., Вяткин Б.А., Геллнер Э., Генова Н.М., Иванова Н.Л., Кац Д., Мационис Д., Перепелкин Л.С., Соколовский С.В., Чебоксаров Н.Н.
и др.] позволили установить, что потребность в этничности включает три ключевые составляющие.
К ним отнесены: потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической безопасности.
Исследования, выполненные Дж
Плизента, показали, что только уверенность группы в свс М позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения идентичности других этнических групп.
Этническая идентичность имеет различные формы выраженности, в частности, различают маргинальную, моноэтническую, биэтническую, множественную идентичность и т.д.
[Лебедева Н.М., Мулдашева А.Б., Стефаненко Т.Г., Сухарев А.В.].
Моноэтнической обозначается идентичность субъекта, совпадающая с его официальной этнопринадлежностью.
В том случае, когда в поликультурной среде проявляется сильная идентификация субъекта с двумя взаимодействующими группами, говорят о формировании у него биэтнической идентичности.
Особенностью субъектов.
характеризующихся биэтнической идентичностью, является реальное обладание и осознание ими своего сходства с обеими культурами.

Ъ Возникающая при этом угроза благополучию «снимается» отрицанием им значимости этнического фактора 37

[стр.,38]

обществе в целом [Шлягина О.В., Данзаева М.С.].
Исследования показали, что этническая идентичность представляет собой достаточно динамическое явление.
Изучение данной динамичности, как указывают авторы [Андрева Г.М., Арутюнян Ю.В., Бромлей
Ю.В., Джемс У., Дробижева Л.М., Иванова Н.Л., Пиаже Ж., Снежкова И.А., Стефаненко Т.Г., Сусоколов А.А., Тэджфел Г., Шафер М., Холл С., Хотинец В.Ю.], подразумевает обращение к особенностям взаимодействия различных уровней ее анализа: на уровне индивида, социума и культуры.
Динамика этнической идентичности может реализовываться в форме развития или трансформаций.
Рассмотрение особенностей этнической идентичности в онтогенезе позволило зарубежным и отечественным исследователям установить, что
ее развитие проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка [Пиаже Ж., Романова О.Л., Финни Дж.].
Установлено, что этническая идентичность в целом и элементы, ее образующие, оформляются в онтогенезе достаточно рано.
Являясь результатом социального становления личности, этническая идентичность в своем развитии проходит ряд этапов: от диффузной до реализованной.
Исследовательские наработки ряда авторов [Клементьев Е.И., Сухарев А.В, Хотинец В.Ю., Антонова Н.В., Белинская Е.П., Левкович В.П., Романова О.А., Бернал М., Марсиа Дж., Найт П., Пиаже Ж., Финни Дж., Эриксон Э.
и др.] свидетельствуют о том, что формирование этнической идентичности подразделяется на три этапа: инкультурацию, дифференциацию и аксиологизацию.
В целом, развитие этнической идентичности осуществляется по мере включения субъекта во взаимоотношения с другими людьми.
Тем самым он определяет свое место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.
В качестве основного психологического механизма формирования искомой характеристики выступает идентификация, реализуемая под влиянием родителей или другого социального окружения.
Итогом рассматриваемого процесса является 38

[Back]