81 тия человека [Пиаже Ж., Романова О.Л., Финни Дж.. Установлено, что этническая идентичность в целом и элементы, ее образующие, оформляются в онтогенезе достаточно рано. Являясь результатом социального становления личности, этническая идентичность в своем развитии проходит ряд этапов от диффузной до реализованной. Исследовательские наработки ряда авторов [Клементьев Е.И., Сухарев А.В, Хотинец В.Ю., Антонова Н.В., Белинская Е.П., Левкович В.П., Романова О.А., Бернал М, Марена Дж., Найт П., Пиаже Ж., Финни Дж., Эриксон Э. и др.] свидетельствуют о том, что формирование этнической идентичности подразделяется на три этапа: инкультурация, дифференциация и аксиологизация. В целом, развитие этнической идентичности осуществляется по мере включения субъекта во взаимоотношения с другими людьми. Тем самым он определяет свое место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы. В качестве основного психологического механизма формирования искомой характеристики выступает идентификация, реализуемая под влиянием родителей или другого социального окружения. Итогом рассматриваемого процесса является формирование у субъекта эмоционально-оценочного осознания принадлежности к некоторой этнической общности. Оценка самого себя, переживания в связи с осознанием собственных этнопсихологических особенностей, опосредствуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотношения своих взглядов, установок, ценностей с требованиями и нормами гой этнической общности, к которой личность себя причисляет. При анализе становления этнической идентичности важно то, в какой этнической среде данный процесс происходит. Психологами установлено, что при прохождении социализации молодого человека в широкой полиэтнической среде его этническая идентичность осознается более четко, а знания о различиях между группами приобретаю гея несколько раньше. Наряду с этим, отмечается важность статуса этнической группы, к которой он принадлежит. От того, к какой группе принадлежит ребенок к группе большинства или |
обществе в целом [Шлягина О.В., Данзаева М.С.]. Исследования показали, что этническая идентичность представляет собой достаточно динамическое явление. Изучение данной динамичности, как указывают авторы [Андрева Г.М., Арутюнян Ю.В., Бромлей Ю.В., Джемс У., Дробижева Л.М., Иванова Н.Л., Пиаже Ж., Снежкова И.А., Стефаненко Т.Г., Сусоколов А.А., Тэджфел Г., Шафер М., Холл С., Хотинец В.Ю.], подразумевает обращение к особенностям взаимодействия различных уровней ее анализа: на уровне индивида, социума и культуры. Динамика этнической идентичности может реализовываться в форме развития или трансформаций. Рассмотрение особенностей этнической идентичности в онтогенезе позволило зарубежным и отечественным исследователям установить, что ее развитие проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка [Пиаже Ж., Романова О.Л., Финни Дж.]. Установлено, что этническая идентичность в целом и элементы, ее образующие, оформляются в онтогенезе достаточно рано. Являясь результатом социального становления личности, этническая идентичность в своем развитии проходит ряд этапов: от диффузной до реализованной. Исследовательские наработки ряда авторов [Клементьев Е.И., Сухарев А.В, Хотинец В.Ю., Антонова Н.В., Белинская Е.П., Левкович В.П., Романова О.А., Бернал М., Марсиа Дж., Найт П., Пиаже Ж., Финни Дж., Эриксон Э. и др.] свидетельствуют о том, что формирование этнической идентичности подразделяется на три этапа: инкультурацию, дифференциацию и аксиологизацию. В целом, развитие этнической идентичности осуществляется по мере включения субъекта во взаимоотношения с другими людьми. Тем самым он определяет свое место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы. В качестве основного психологического механизма формирования искомой характеристики выступает идентификация, реализуемая под влиянием родителей или другого социального окружения. Итогом рассматриваемого процесса является 38 / формирование У субъекта эмоционально-оценочного осознания принадлежности к некоторой этнической общности. Оценка самого себя, переживания в связи с осознанием собственных этнопсихологических особенностей, опосредствуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотношения своих взглядов, установок, ценностей с требованиями и нормами той этнической общности, к которой личность себя причисляет. При анализе становления этнической идентичности важно то, в какой этнической среде данный процесс происходит. Психологами установлено, что при прохождении социализации ребенка в широкой полиэтнической среде его этническая идентичность осознается более четко, а знания о различиях между группами приобретаются несколько раньше. Наряду с этим, отмечается важность статуса этнической группы, к которой он принадлежит. От того, к какой группе принадлежит ребенок — к группе большинства или группе меньшинства зависят временные границы формирования его этнической идентичности -и точность знании о своей принадлежности к определенной этнической общности. Причина состоит в том, что члены этнического большинства могут даже не задумываться о своей этнической принадлежности, а члены этнических меньшинств реализуют идентификацию на вынужденной основе, а связанные с ней проблемы попадают для них в разряд жизненно важных [54]. Трансформации этнической идентичности представляют собой осуществление неуправляемых или мало управляемых, зачастую. нежелательных изменений. Согласно концепции Г.У. Солдатовой, трансформации этнической идентичности происходят по типу этнической индифферентности, гипоидентичности (этнонигилизм) и гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм) [163]. Установлено, что динамичность этнической идентичности обусловливается разными факторами, условно подразделяемыми на макрои микрофакторы. К макрофакторам относятся территориальный фактор, язык, 39 |